Новости проекта
Отвечаем на ваши вопросы!
Важные моменты в Инструктивно-методическом письме
Новинка! Отчеты по ведению электронного журнала
Конкурс продолжается!
Голосование
Как Вам новый сайт?
Всего 12 человек

Консультационный пункт по профилактике суицидального поведения

Дата: 20 февраля в 11:07, Обновлено 8 ноября в 12:34

На базе ГУО "Волковысский районный социально-педагогический центр" работает дистанционный консультационный пункт по вопросам работы с детьми, находящимися в кризисном состоянии.

ЦЕЛЬ: оказание методической помощи специалистам СППС,  другим участникам образовательного процесса по вопросам работы с детьми, находищимися в кризисном состоянии; консультативной помощи по профилактике суицидального поведения в рамках работы с родителями.                       

План работы

дистанционного консультационного пункта по вопросам работы с детьми, находящимися в кризисном состоянии

на 2018\2019 учебный год

№ п/п

Мероприятие

Срок проведения

Ответственный

1.

Семинар-практикум для специалистов СППС по профилактике суицидального поведения

Сентябрь 2018

Панасик И.Н.

2.

Работа антикризисной группы

Ежеквартально

Хильманович Т.В.

3.

Консультирование специалистов СППС по запросам

Постоянно, по мере поступления запросам

педагоги-психологи СПЦ

4.

Размещение материалов по вопросам организации работы с несовершеннолетними, родителями по профилактике суицидального поведения, работе с детьми, находящимися в кризисном состоянии

Ежеквартально

педагог-психолог Лутченко Н.А.

5.

Количественный анализ несовершеннолетних, в отношении которых функционируют мкльтидисциплинарные бригады в учреждениях образования

ежемесячно

педагог-психолог Лутченко Н.А.

6.

Организация встреч со специалистами УЗ "Волковысская ЦРБ"

В рамках работы антикризисной группы

Хильманович Т.В.

Наш контактный телефон:

62081

Мы работаем:

с 8.00 до 17.00

перерыв для отдыха и принятия пищи:

с 13.00 до 14.00

выходные дни:

суббота, воскресенье

Руководитель консультационного пункта: педагог-психолог первой квалификационной категории

Лутченко Наталья Антоновна. Прошла обучение по работе с обучающимися, находящимися в кризисной ситуации на базе ГрОИРО.

Суицид- намеренное, умышленное лишение себя жизни, может иметь место, если проблема остается актуальной и нерешенной в течение длительного времении при этом ребенок ни с кем из своего окружения не делится личными переживаниями.

Будьте бдительны! Суждение, что люди, решившиеся на суицид, никому не говорят о своих намерениях, неверно.

Большинство людей в той или иной форме предупреждают окружающих. А дети вообще не умеют скрывать своих планов. Разговоры вроде «никто и не мог предположить» означают лишь то, что окружающие не приняли или не поняли посылаемых сигналов.

Ребенок может прямо говорить о суициде, может рассуждать о бессмысленности жизни, что без него в этом мире будет лучше. Должны насторожить фразы  «все надоело», «ненавижу всех и себя», «пора положить всему конец», «когда все это кончится», «так жить невозможно», вопросы «а что бы ты делал, если бы меня не стало?», рассуждения о похоронах. Тревожным сигналом является попытка раздать все долги, помириться с врагами, раздарить свои вещи, особенно с упоминанием о том, что они ему не понадобятся.

КРИТЕРИИ ВЫЯВЛЕНИЯ  СКЛОННОСТИ К СУИЦИДАЛЬНОМУ ПОВЕДЕНИЮ

    Более всего восприимчивы к суициду подростки, у которых присутствуют следующие факторы:

  • Ранние попытки к суициду;
  • Суицидальные угрозы, прямые или завуалированные;
  • Суициды в семье или в окружении друзей;
  • Алкоголизм;
  • Хроническое употребление наркотиков  и токсических препаратов;
  • Аффективные расстройства, особенно тяжёлые депрессии;
  • Хронические или смертельные болезни;
  • Тяжёлые утраты, например, смерть любимого человека, особенно в течение первого года после потери;
  • Семейные проблемы.
  • Психические заболевания, а именно:
  • Депрессия;
  • Неврозы, характеризующиеся беспричинным страхом, внутренним напряжением и тревогой;
  • Маниакально-депрессивный психоз;
  • Шизофрения.

    Большинство потенциальных самоубийц страдают от депрессии. Депрессия часто начинается постепенно, проявляясь в тревоге и унынии. Люди могут не осознать её начала.

 Признаками эмоциональных нарушений являются:

  • Потеря аппетита или импульсивное обжорство, бессонница или повышенная сонливость в течение, по крайней мере, последних дней;
  • Частые жалобы на соматические недомогания (на боли в животе, головные боли, постоянную усталость, частую сонливость);
  • Необычно пренебрежительное отношение к своему внешнему виду;
  • Постоянное чувство одиночества, бесполезности, вины или грусти;
  • Ощущение скуки при проведении времени в привычном окружении
    или выполнении работы, которая раньше приносила удовольствие;
  • Уход от контактов, изоляция от друзей и семьи, превращение в человека-одиночку;
  •  Нарушение внимания со снижением качества выполняемой работы;
  • Погруженность в размышления о смерти;
  • Отсутствие планов на будущее;
  • Внезапные приступы гнева, зачастую возникающие из-за мелочей.

Признаки депрессии у детей и подростков

ДЕТИ

  • Печальное настроение
  • Потеря свойственной детям энергии
  • Внешние проявление печали
  • Нарушение сна
  • Соматические жалобы
  • Изменение аппетита или веса
  • Ухудшение успеваемости
  • Снижение интереса к обучению
  • Страх неудачи
  • Чувство неполноценности
  • Самообман – негативная самооценка
  • Чувство  «заслуженной отвергнутости»
  • Чрезмерная самокритичность
  • Сниженная социализация, замкнутость
  • Агрессивное поведение, отреагирование в действиях

ПОДРОСТКИ

  • Печальное настроение
  • Чувство скуки
  • Чувство усталости
  • Нарушение сна
  • Соматические жалобы
  • Неусидчивость, беспокойство
  • Фиксация внимания на мелочах
  • Чрезмерная эмоциональность
  • Замкнутость
  • Рассеянность внимания 
  • Агрессивное поведение
  • Непослушание
  • Склонность к бунту
  • Злоупотребление алкоголем или наркотиками
  • Плохая успеваемость
  • Прогулы в школе

ВИДЫ СУИЦИДА:

  • демонстративно-шантажное суицидальное поведение (цель: не лишение себя жизни, а демонстрация субъектом этого намерения для привлечения внимания окружающих);
  • самоповреждающее (парасуицидальное) поведение (нанесение самоповреждений, которые обычно совершаются с целью уменьшения переживаемого эмоционального напряжения);
  • истинное суицидальное поведение (последовательная реализация обдуманного плана лишения себя жизни).

Специалисты утверждают, что провести четкую границу между истинными и демонстративно-шантажными попытками самоубийства можно только лишь для взрослых. Настоящего желания уйти из жизни у подростка может и не быть, так как представление о смерти у подростков крайне не отчетливое, инфантильное. Психологический смысл подросткового суицида – крик о помощи, стремление привлечь внимание к своему страданию. Однако любую демонстрацию самоубийственных действий подростка следует рассматривать как поступок опасный для его жизни.

ФАКТОРЫ, ПРЕДРАСПОЛАГАЮЩИЕ К СУИЦИДУ:

  • отсутствие доброжелательного внимания со стороны взрослых;
  • резкое повышение общего ритма жизни;
  • социально-экономическая дестабилизация;
  • алкоголизм и наркомания среди родителей;
  • жестокое обращение с подростком, психологическое, физическое и сексуальное насилие;
  • алкоголизм и наркомания среди подростков;
  • неуверенность в завтрашнем дне;
  • отсутствие морально-этических ценностей;
  • конфликт с друзьями или педагогами;
  • потеря смысла жизни;
  • низкая самооценка, трудности в самоопределении;
  • безответная любовь;
  • отсутствие негативного отношения к суициду в сознании подростков.

Социологи рассматривают самоубийство как барометр социального напряжения. Психологи интерпретируют его как реакцию давления на личность. Однако и те, и другие согласны, что самоубийство возникает, если у человека появляется чувство отсутствия приемлемого пути к достойному существованию. Вместе с тем далеко не каждый, у кого нарушены связи с обществом или возникли неудачи в жизни, становится жертвой самоубийства, при этом дети из неблагополучных семей, входящие в группу риска, должны находиться под пристальным вниманием педагогов и психологов. Не существует какой-либо одной причины, из-за которой человек лишает себя жизни. Предрасполагающие факторы также различаются от человека к человеку, и не выявлено какого-то единого причинного фактора суицида.

ЧТО ДЕЛАТЬ? КАК ПОМОЧЬ?

Если вы заметили у ребенка суицидальные наклонности, постарайтесь поговорить с ним по душам. Только не задавайте вопроса о суициде внезапно, если человек сам не затрагивает эту тему. Попытайтесь выяснить, что его волнует, не чувствует ли он себя одиноким, несчастным, загнанным в ловушку, никому не нужным или должником, кто его друзья и чем он увлечен. Можно попытаться найти выход из сложившейся ситуации, но чаще всего ребенку достаточно просто выговориться, снять накопившееся напряжение, и его готовность к суициду снижается. Всегда следует уяснить «Какая причина» и «Какова цель» совершаемого ребенком действия. Не бойтесь обращаться к специалистам-психологам.

Рекомендации

по ведению беседы при работе с детьми,

склонными  к суицидальному и аддиктивному поведению.

  • Разговор должен быть абсолютно спокойным, ни в коем случае нельзя повышать голос. Вы должны показать, что то, что происходит с ребенком для вас важно, и вы готовы помочь. Пример: «Мне кажет­ся, что с тобой что-то происходит - ты не такой, как обычно - груст­ный, задумчивый, отрешенный... у тебя что-то случилось? Если ты позволишь, я буду рад/рада тебе помочь».
  • В то же время разговор должен быть уверенным.
  • К разговору стоит подготовиться.
  • Следует показать ребенку, что не смотря ни на что, вы готовы помочь ему справиться с возникающими трудностями.
  • Важной задачей такого разговора является уговорить ребенка обратиться за помощью - к школьному психологу либо родителям. Это должно так же происходить без сильного давления, но настойчи­во.

Памятка для людей, находящихся рядом с подростком, решившим покончить жизнь самоубийством

  1. Внимательно, спокойно и терпеливо выслушай подростка, показывая, что ты понимаешь всю тяжесть его страдания.

  2. Дай ему понять, что ты заботишься о нем, что он значим для окружающих, расскажи, какой может стать жизнь без него, например: «Тебя так любят твои родители, что ты даже представить себе не можешь, как тяжело им будет без тебя. Подумай хотя бы о них!»

  3. Объясни ему, что жизнь дается один раз и не стоит лишаться ее из-за некоторых проблем, что его могут не спасти, если он в глубине души на это надеется, что он слишком рискует, ставя на кон в этой опасной игре свою жизнь.

    Покажи реальный выход из его сложной ситуации и пообещай помочь справиться с ней.


 

Памятка для людей, у которых возникла мысль о самоубийстве

  1. Подумай о том, каковы причины возникшего желания покончить жизнь самоубийством.

  2. Подумай о своих родителях и близких тебе людях. Если ты считаешь, что никто тебя не любит и ты никому не нужен, ты ошибаешься. Каждый человек полезен и важен, и у тебя есть возможность доказать себе и окружающим, что ты чего-то стоишь. Найди в себе хорошие качества и цени себя за них.

  3. Постарайся не сидеть без дела, занимайся, например, рисованием, читай и слушай любимую музыку. Научись расслабляться. Если у тебя тяжело на душе – поплачь, тебе станет легче.

Обязательно расскажи о своей проблеме кому-либо, не замыкайся в себе. Если ты не можешь довериться окружающим и считаешь, что они тебя не поймут, позвони по телефону службы доверия или в центры оказания психологической помощи.

Попытки самоубийства

в большинстве случаев можно предугадать и предотвратить. Прежде чем совершить самоубийство, человек может с начало проявить протест в какой-либо форме: уйти из дома, лгать, воровать, или привлекать к себе внимание. Испробовав все варианты и потерпев неудачу, человек решается покончить с собой. Большинство людей, готовых совершить самоубийство сначала говорили об этом другим.

Если окружающие люди вовремя заметят тревожные признаки, обратят на них внимание и отнесутся к этому серьёзно, вовремя проинформируют об этом психологическую службу, то смогут предотвратить несчастье.

Признаки в поведении молодых людей

- депрессия, тоска, отсутствие аппетита, отчаяние, безразличие;

- устные и письменные намёки, включающие рассуждения о самоубийстве;

- социальная изоляция, уход в себя;

- небрежный внешний вид;

- раздаривание ценных вещей и составление завещания.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.