Новости проекта
Конкурс продлен! Принимайте участие!
Отвечаем на ваши вопросы!
Домашнее задание на контроле!
Важные моменты в Инструктивно-методическом письме
Голосование
Как Вам новый сайт?
Всего 12 человек

Материалы и рекомендации для специалистов СППС по итогам проведения семинара – практикума для специалистов СППС «Будущее начинается сегодня или как привить детям навыки ЗОЖ»

Дата: 21 ноября 2017 в 10:55

Материалы и рекомендации для специалистов СППС по итогам проведения семинара – практикума для специалистов СППС  «Будущее начинается сегодня или как привить детям навыки ЗОЖ»

                                              

Одной из актуальных проблем в нашей стране является потребление молодежью наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов. Распространение вредных привычек, различного рода зависимостей, моделей безответственного и рискованного поведения являются злободневными и серьезными проблемами современного общества.

Наблюдается тенденция увеличения числа несовершеннолетних, употребляющих наркотические средства, психотропные вещества, их аналоги.

Организация деятельности СППС Волковысского районного СПЦ в рамках работы консультационного пункта для педагогов учреждений общего среднего образования по формированию у молодежи безопасного поведения, профилактике наркомании, токсикомании.

С этой целью специалистами МИПО ведется методическая работа, направленная на повышение профессионального уровня специалистов СППС, педагогов, выполняющих обязанности классных руководителей. Ежегодно для специалистов СППС, в рамках работы постоянно действующего семинара – практикума, проводятся семинары по темам: «Особенности личности депривированных детей, приемы работы с  ними». «Профилактика противоправного поведения подростков: проблемы и пути решения. Активные методы взаимодействия в профилактической работе». «Организация работы по профилактике употребления ПАВ несовершеннолетними», «Формирование позитивного отношения детей к миру через использование различных методов работы», «Будущее начинается сегодня или как привить детям навыки ЗОЖ».

         На основании приказа отдела образования, спорта и туризма Волковысского РИК от 10.02.2015 года № 57 на базе СПЦ организован  консультационный пункт для педагогов учреждений общего среднего образования по формированию у молодежи безопасного поведения, профилактике наркомании и токсикомании. В рамках консультационного пункта:

  1. Педагогами социальными, педагогами – психологами СПЦ проводятся групповые консультации для заместителей директоров по ВР, классных руководителей, специалистов службы СППС 1 раз в 2 месяца по темам:

п\п

тема консультации

время проведения

для кого проводится

ответственный

1.

«Влияние наркотиков на внутрисемейные отношения»

февраль

специалисты СППС

педагог социальный Гончар А.В.

  2.

«Мифы и правда о наркотиках»

апрель

для классных руководителей

педагог- психолог Лутченко Н.А.

3.

«Методические аспекты профилактики химической зависимости»

июнь

для зам. директоров по ВР

педагог- психо-

лог Жук С.Е.

4.

Аддиктивное поведение как вид саморазрушения личности, мишени его психокоррекции

август

для педагогов- психологов

педагог- психо-

лог Текало Е.В.

5.

«Система работы педагога социального учреждения образования по профилактике наркомании»

октябрь

для педагогов социальных

педагог социальный  Шляжко А.Э.

6.

«Как происходит приобщение к наркотикам»

декабрь

для классных руководителей

педагог социальный Бублей Д.С.

  1. С целью изучения деятельности УО в данном направлении, оказания практической помощи педагогам осуществляются методические выходы в учреждения образования в соответствии с ежеквартальным графиком. По результатам методических выходов администрации УО предоставляются рекомендации (в письменном виде).

В течение года проведены методические выходы в 22 учреждениях общего среднего образования по вопросам изучения организации работы по противодействию распространения и употребления наркотических средств, психотропных веществ и их прекрсоров среди учащихся.

Во всех учреждениях образования ведется определенная работа по данному направлению. Во всех учреждениях образования разработан план мероприятий по реализации районного Комплексного плана мероприятий, направленного на принятие эффективных мер по противодействию незаконному обороту наркотиков, профилактике их потребления, в т.ч. среди детей и молодежи, социальной реабилитации лиц, больных наркоманией, на территории Волковысского района на 2017-2018 годы, проводятся тематические недели, работают волонтерские отряды, организована работа учительско - ученического патруля. Рекомендации выполнены в полном объеме государственными учреждениями образования «СШ № 3 г.Волковыска», «СШ № 1 г.п. Россь», «Волповская СШ», «Гимназия № 2 г.Волковыска», «Вспомогательная школа-интернат».

Вместе с тем, не в полном объеме выполнены рекомендации, данные по результатам методических выходов государственными учреждениями образования «СШ № 8 г.Волковыска», «СШ № 7 г.Волковыска», «СШ № 2 г.Волковыска», «СШ № 5 г.Волковыска», «СШ № 4 г.Волковыска», «Изабелинский УПК детский сад-СШ», «Подоросский УПК детский сад-СШ», «Матвеевский УПК детский сад-СШ», «Гнезновский УПК детский сад-СШ», «Субочский УПК детский сад-СШ», «УПК детский сад-СШ п.Юбилейный», «Шиловичская СШ», «Верейковская СШ», «Гимназия № 1 г.Волковыска», «СШ №2 г.п.Россь», «Красносельская СШ».

Не выполнены рекомендации по результатам методического выхода в государственном учреждении «Реплевский УПК детский сад - средняя школа».

Наиболее часто встречающимися недочетами являются;

-отсутствие должного контроля за работой СППС (СШ № 7, СШ № 8, СШ №2, гимназия № 1,Шиловичская СШ, Гнезновский УПК д/с-СШ, Субочский УПК д/с-СШ, СШ № 2 г.п.Россь, Реплевский УПК д/с-СШ);

-не включаются в работу по данному направлению (в рамках проведения тематических недель) педагоги социальные, педагоги-психологи (Матвеевский УПК д/с-СШ, Шиловичская СШ, Гнезновский УПК д/с-СШ, СШ №2);

-не конкретизирован план работы по направлению деятельности (Подоросский УПК д/с-СШ, Шиловичская СШ, Гнезновский УПК д/с-СШ, , Верейковская СШ, Субочский УПК д/с-СШ, СШ № 2 г.п. Россь, Волповская СШ, Реплевский УПК д/с-СШ, СШ № 8, СШ №7, СШ №2, СШ №5);

-не ознакомлены дети, родители, педагоги (либо ознакомлены не в полном объеме) с признаками наркотического опьянения (Изабелинский УПК д/с-СШ, Подоросский УПК д/с-СШ, Шиловичская СШ, Матвеевский УПК д/с-СШ, Верейковская СШ, Субочский УПК д/с-СШ, СШ № 1 г.п.Россь, Волповская СШ, Реплевский УПК д/с-СШ, СШ № 8, УПК д/с-СШ п.Юбилейный, СШ № 2);

- не ознакомлены трудовые коллективы с последовательностью действий при подозрении на употребление несовершеннолетними наркотических средств (Подоросский УПК д/с-СШ, Шиловичская СШ, Верейковская СШ, СШ № 1 г.п.Россь, СШ № 2 г.п.Россь, Волповская СШ, Реплевский УПК д/с-СШ,гимназия № 2 г.Волковыска, СШ №3, СШ №7, СШ№ 2, СШ№5, СШ№4);

-в рамках тематических недель не проводится анкетирование по заявленной тематике (Подоросский УПК д/с-СШ, Шиловичская СШ, Верейковская СШ, Субочский УПК д/с-СШ, Матвеевский УПК д/с-СШ,Гимназия №1, СШ №3, СШ №8);

-не приглашаются специалисты заинтересованных служб при проведении тематических недель (Подоросский УПК д/с-СШ, Матвеевский УПК д/с-СШ, СШ №2);

-планы педагогов, исполняющих обязанности классных руководителей, не содержат мероприятия данной направленности согласно плана мероприятий школы (Изабелинский УПК д/с-СШ, Шиловичская СШ, Гнезновский УПК д/с-СШ, СШ № 5);

-не должным образом осуществляется работа СППС с несовершеннолетними, замеченными в употреблении спиртных напитков и требующими профилактической работы (Субочский УПК детский са-СШ, СШ № 2г.п.Россь, СШ № 7, УПК д/с-СШ п.Юбилейный).

Особое внимание в организации работы по данному направлению хочется уделить работе СППС.

СШ № 8 г.Волковыска. Были даны рекомендации заместителю директора по воспитательной работе:

- осуществлять строгий контроль за ведение документации УПД несовершеннолетних, состоящих на учете в ИДН;

-  ознакомить педколлектив с приложением № 3 к инструктивно – методическому письму «Особенности организации социальной, воспитательной и идеологической работы в учреждениях общего среднего образования в 2016/2017 учебном году». Дополнить УПД несовершеннолетнего Рингайло А. недостающими документами;

- включать педагога-психолога в проведение тематических недель, не ограничиваясь только проведением анкетирования.

Педагогу социальному ежеквартально требовать от общественного воспитателя информацию о проделанной работе с несовершеннолетним, состоящим на учете в ИДН, согласно методическим рекомендациям.

Педагогу-психологу:

- анализировать выполнение психолого – педагогических рекомендаций ежеквартально на заседаниях совета по профилактике - ежеквартально;

- дополнить план индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетним Рингайло А. в разделе «психологическая» пунктом «контроль за выполнением психолого – педагогических рекомендаций» - до 31.01.2017г.;

- дополнить УПД рекомендациями несовершеннолетнему по результатам диагностики, провести консультирование специалистов, родителей, несовершеннолетнего по результатам диагностики- до 15.02.2017г.

Однако специалистами СППС рекомендации не выполнялись. Педагогом-психологом не были сформированы группы детей, требующих повышенного внимания и работа в 2016-2017 уч. году не проводилась. Как результат – совершение правонарушений несовершеннолетним в период летних каникул.

Гнезновский УПК д/с-СШ.

Педагогу-психологу было рекомендовано принимать участие в профилактической работе школы по данному направлению;

-рекомендации педагогам и родителям выдавать под роспись;

-оформить планирующую документацию в соответствии с нормативными правовыми документами;

-провести работу на выявление проблемных групп, организовывать с ними коррекционно – развивающую работу.

Однако на момент методического выхода 14.09.2017 данная работа не была проведена.

СШ № 2 г.Волковыска.

 Педагогу – психологу было рекомендовано:

- организовать группы детей по выявленным проблемам, подобрать коррекционно – развивающие и профилактические программы для организации работы;

- осуществлять контроль за выполнением педагогами, родителями несовершеннолетнего, состоящего на учете в ИДН психолого – педагогических рекомендаций;

-анализировать выполнение психолого – педагогических рекомендаций ежеквартально на заседаниях совета по профилактике;

- дополнить план индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетним Рингайло А. в разделе «психологическая» пунктом «контроль за выполнением психолого – педагогических рекомендаций»;

- дополнить УПД рекомендациями несовершеннолетнему по результатам диагностики, провести консультирование специалистов, родителей, несовершеннолетнего по результатам диагностики.

Данные рекомендации либо не выполнены, либо выполнены не в полном объеме.

Шиловичская СШ.

Было рекомендовано:

- в полной мере привлекать педагога социального к проведению тематических недель, акций, профилактической работе по данному направлению (откорректировать план работы педагога социального, включать в проведение тематических недель);

-включать в план проведения акций данной направленности анкетирование службой СППС;

-осуществлять строгий контроль за работой педагога социального, ведением документации, соответствием проводимых мероприятий запланированным;

Педагогу социальному:

-проводить анкетирование детей на предмет употребления ПАВ – в рамках проведения тематических недель – в рамках проведения акций;

-по результатам анкетирования делать выводы и вносить предложения по организации работы по выявленным проблемам - по мере проведения анкетирования;

-принимать активное участие в профилактической работе школы по данному направлению;

-включить в план работы педагога социального мероприятия направленные на принятие эффективных мер по противодействию незаконному обороту наркотиков, профилактике их потребления на территории Волковысского района на 2017–2018 годы - до 30.09.2017;

-привести в соответствие с планом работы материалы проводимых занятий и консультаций.

Данные рекомендации не выполняются.

Субочский УПК д/с-СШ.

Было рекомендовано осуществлять контроль за организацией и документированием работы педагога социального согласно нормативной правовой базы;

- назначать общественных воспитателей несовершеннолетним, требующим профилактической работы через решение совета по профилактике, требовать отчет о проделанной работе;

-при планировании мероприятий в рамках проведения тематических акций планировать анкетирование несовершеннолетних по данной направленности; включать работу педагога социального, осуществлять строгий контроль за его деятельностью.

Педагогу социальному:

-привести в соответствие с нормативной базой УПД несовершеннолетних Жигалко, Гирень, требующих профилактической работы;

-проводить работу в соответствии с индивидуальным планом профилактической работы, фиксировать проведенную работу в соответствующих документах;

-своевременно организовывать проведение запланированных мероприятий; при несвоевременном выполнении педработниками мероприятий плана незамедлительно сообщать администрации;

-принимать участие в проведении тематических недель, акций;

-проводить анкетирование учащихся и выдавать рекомендации педагогам по вопросам организации профилактической работы с несовершеннолетними.

Данные рекомендации не выполняются на должном уровне.

Рекомендации данные в рамках методических выходов в Реплевском УПК д/с-СШ в апреле 2016 года, в сентябре 2017 года не выполнены:

- осуществлять контроль за документированием работы педагогами школы по данному направлению, - постоянно – не выполнено: учительско - ученический отряд создан, однако отследить работу не представляется возможным, не проводится мониторинг сетей, в еженедельном планировании педагога социального не прослеживается работа по профилактике различных видов зависимости, не ведется журнал консультаций, другая документация согласно методических рекомендаций ГрОИРО. Не во всех классных журналах отражена заявленная тематика по профилактике зависимостей (2016 год);

-  ознакомить педагогов с признаками наркотического опьянения (под роспись) - до 30.04.2016г.-не выполнено.

Заместителю директора по воспитательной работе (2017 год):

- конкретизировать план мероприятий, направленных на принятие эффективных мер по противодействию незаконному обороту наркотиков, профилактике их потребления на территории Волковысского района на 2017–2018 годы до 02.05.2017 года;

-ознакомить педколлектив и техперсонал с признаками наркотического опьянения (под роспись) до 05.05.2017 года;

-ознакомить трудовой коллектив (под роспись) с последовательностью действий при подозрении на употребление несовершеннолетними наркотиков – до 05.05.2017года;

- осуществлять строгий контроль за ведение документации специалистов СППС - до 05.05.2017, далее постоянно.

2. Педагогу социальному:

-при проведении анкетирования, использовать информативные анкеты, которые дают возможность выявить проблемы ребенка и его семьи. По результатам анкетирования проводить глубокий анализ проблем и давать конкретные рекомендации;

- вести документацию согласно нормативным документам МО РБ, методическим рекомендациям по документированию работы специалистов СППС УО Гродненской области, ГрОИРО, 2014 год.

Информация об устранении недостатков и проведенной работе в учреждении в СПЦ не предоставлена.      

Анализируя работу с несовершеннолетними, требующими профилактической работы можно сделать вывод, что специалисты СППС, педагоги, исполняющие обязанности классных руководителей, не изучают нормативные документы МО РБ в должной мере: педагоги социальные не своевременно оформляют УПД несовершеннолетних, не знают, какие документы должны находиться в УПД, не ведется на должном уровне мониторинг успеваемости, мониторинг посещения объединений по интересам; педагоги – психологи не проводят в полном объеме и в установленные сроки диагностические исследования, что не дает возможности выработать стратегию сопровождения обучающегося, соответственно не могут сформулировать проблемы, с которыми надо работать. По истечении срока реализации плана не проводят повторное психодиагностическое исследование личности обучающегося. Информация о выполнении психолого-педагогических рекомендаций не содержит сведений о результативности работы и предложений по дальнейшей работе с ребенком и его семьей. Вместе с тем, в рамках профилактической работы не создаются группы детей по выявленным проблемам, либо работа организовывается формально.

Не во всех учреждениях специалисты СППС привлекаются к проведению профилактической работы в учреждении, проведению тематических недель, акций, не проводят тестирование, анкетирование в рамках недель, декад, месячников по заявленной тематике, что дало бы возможность откорректировать работу с различными категориями, группами детей, внести изменения в планы индивидуальной профилактической работы, планы работы педагогов, исполняющих обязанности классных руководителей.

В отчетах о работе с несовершеннолетними педагогов, исполняющих обязанности классных руководителей,  не отражается положение несовершеннолетнего в классном коллективе, работа с родителями сводится к беседам (не анализируется контроль за времяпровождением ребенка, подготовка домашних заданий, насколько родители заинтересованы в успехах ребенка, принимают участие в жизни класса и т.д.). А проводимая работа не фиксируется в учетно-отчетной документации. Педагогами, исполняющими обязанности классных руководителей, не проводится анкетирование учащихся класса по различным направлениям, и в первую очередь социометрия, которая позволила бы специалистам СППС углубленно изучить категории детей изолированных, не принимаемых в классных коллективах.

Исходя из выявляемых недочетов в работе по данному направлению, можно сделать вывод, что осуществляется недостаточный контроль за деятельностью СППС со стороны администраций учреждений образования. Работа специалистов СППС отпущена «в свободное плавание».

Система работы  педагога социального учреждений образования по профилактике наркомании

   Наркомания в наше время достигла масштабов эпидемии. Ее распространение идет гораздо быстрее, чем принимаются меры по борьбе с этим страшным явлением. Поэтому немаловажное значение в современном обществе приобретает профилактика наркомании. Она подразумевает комплекс мер, предупреждающих появления наркомании.

Детская наркомания – это, прежде всего, трагедия семьи, трагедия ребенка. Но, как, ни странно, пока эта проблема иллюзорна, призрачна, она не воспринимается всерьез, и родители в большинстве своем заняты совсем другим, на первый взгляд, безусловно, более важным и необходимым. Зачастую они не желают вникать в детские проблемы, считая, что у детей их нет.

Иными словами, на хрупкие плечи учителя государство возложило еще одну непосильную ношу – профилактику наркомании.

И сегодня мы поговорим с вами о специфике  работы школы и в частности педагога социального  по профилактике наркомании.

Целью работы в данном направлении  является:

создание условий для формирования у учащихся устойчивых установок на неприятие наркотических веществ.

          В результате реализации данной цели необходимо решать следующие задачи:

1) изучить существующие в детской и подростковой среде тенденции употребления наркотических веществ;

2) создавать условия для  предупреждения детской и подростковой наркомании;

3) разработать систему психолого-педагогических средств, направленных на предупреждение наркомании.

4) привлекать специалистов заинтересованных служб, работа которых повысит эффективность разработанной системы.

Работа в данном направлении организовывается с:

1) детьми:

· общая воспитательная педагогическая работа с детьми;

· работа с детьми с выявленным риском формирования зависимости;

· работа с детьми, употребляющими наркотические вещества;

· работа с детьми, прошедшими курс лечения от наркотической зависимости.

2) педагогическим коллективом:

• организационно-методическая  работа.

3) родителями:

· информирование  родителей по проблеме наркомании (работа в рамках родительского всеобуча);

· работа с родителями, у чьих детей выявлен риск формирования наркотической зависимости;

· психолого-педагогическая поддержка семей, в которых ребенок начал употреблять наркотические вещества;

Основные направления работы педагога социального учреждения образования:

1. Диагностика информированности школьников по данной проблеме;

2. Привлечение к совместной работе различных заинтересованных организаций, установление с ними постоянных и действенных контактов;

3.Организацию досуга учащихся как внутри школы, так и с привлечением организаций дополнительного образования детей и молодежи;

4.Координация деятельности педагогов школы по организации работы с несовершеннолетними, употребляющими наркотические вещества.

5. Участие в профилактической, просветительской работе учреждения по данному направлению.

Рекомендации педагогу социальному при осуществлении профилактической и просветительской работы.

Правила первое:

Прежде всего, приступая к работе по профилактике наркомании, постарайтесь получить как можно больше научной информации о различных аспектах проблемы, в том числе:

· что такое наркотики и наркомания;

· ситуация в мире, стране, городе (данные статистики, актуальность проблемы);

· механизм и особенности воздействия наркотиков на организм человека и подростков в частности;

· характерные проявления и последствия употребления наркотических веществ;

· причины, толкающие на употребление наркотиков;

· мифы и неверные представления о наркотиках в молодежной среде; как они формируются и как их развеять;

· роль влияния группы на начало приема наркотиков среди подростков, стратегии противодействия давлению сверстников;

· наркомания и закон, как государство пытается бороться с распространением наркомании, результативность подобных методов борьбы;

· современные методы лечения и реабилитации наркоманов, специальные учреждения города, их адреса;

· первичная и вторичная профилактика наркомании (суть, различия).

Правило второе:

- Не начинайте вашу работу с угроз и запретов. Подумайте, ведь Адам и Ева ослушались самого Бога, ради того чтобы вкусить “запретный плод”. Так почему современные “Адам и Ева” не станут нарушать запреты родителей и учителей, священников и милиционеров? Кроме того, риск оказаться “белой вороной”, стать изгоем в кругу сверстников для ребенка, и особенно для подростка, согласитесь, куда более веский довод, чем угроза рака легких через двадцать лет.

- Не делайте из информации о наркотиках сенсацию. Само слово “наркотик”, к сожалению, сегодня прочно вошло в нашу жизнь, стало привычным и обыденным. Дети уже не раз слышали и о вреде курения, и о риске заражения СПИДом. Слышали настолько часто, что невольно перестали слушать.

- Будьте готовы к тому, что вам предстоит ответить на самые разнообразные вопросы: начиная с истории появления наркотиков, их качества и стоимости, и заканчивая рассказом об эффективности существующих сегодня методов лечения наркомании.

- Не преувеличивайте опасность, говоря, что любой наркотик вызывает мгновенное привыкание. На практике скорость формирования зависимости определяется целым рядом факторов. Среди них: степень устойчивости организма, тип наркотика, способ его введения и т. д. В частности, при курении “крэка” (курительная смесь кокаина) привыкание, действительно, возникает практически мгновенно. Достаточно покурить 1–2 сигареты. С другой стороны, при эпизодическом (1–2 раза в неделю) употреблении наркотиков, приготовленных из различных частей конопли (марихуана, гашиш, анаша), привыкание может развиться только через год.

-Не следует упоминать названия неизвестных ранее наркотиков и разъяснять их опасность. Кроме того, в предлагаемом учащимся материале не должно быть конкретных руководств и правил по выращиванию соответствующих растений, указаний по способам получения и употребления наркотических средств.

-Избегайте информации о положительных моментах, которые могут возникать на первых этапах употребления наркотических препаратов, и таких терминов как “непередаваемые ощущения”, “состояние неизъяснимого блаженства, подобное экстазу”, “состояние особенной одухотворенности, блаженства и покоя”, “удовольствие” и т. п.

-Не стоит ссылаться на примеры выдающихся исторических личностей, политических деятелей, известных артистов, певцов, журналистов и прочих “кумиров” молодежи, страдавших наркоманией или употреблявших наркотики, даже если приводятся негативные последствия от их приема. Не приводите на встречу бывших наркоманов. Как говорится, “лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать”. Если перед тобой внешне вполне нормальный, хорошо одетый, преуспевающий человек, разве можно поверить в то, что “наркомания приводит к деградации личности”, или в то, что “мало кому удается избавиться от этой зависимости”, или, наконец, в то, что “эффективных путей лечения от наркомании не существует”?

Правило третье: Сделайте акцент на том, что:

· даже разовое употребление наркотика может существенно отразиться на здоровье, привести к ухудшению внешнего вида (бледность, ломкость ногтей, выпадение волос, ослабление половых функций);

· употребление наркотиков требует огромных денег: на героин в сутки уходит не меньше 50 долларов, на кокаин – более ста;

· ни один из существующих сегодня методов лечения наркомании не обеспечивает полного избавления от наркотической зависимости;

· лечение наркомании стоит очень дорого. Не говоря уже о последующих этапах лечения. Стоимость лечения в государственных клиниках в два-три раза дешевле, но и это, согласитесь, немалые деньги.

Правило четвёртое: При организации работы с родителями, помните:

· родители считают, что их дети слишком малы для того, чтобы пробовать курить, употреблять алкогольные напитки или экспериментировать с наркотиками. В результате проводимая вами работа может быть расценена, как преждевременная;

· родители не верят в то, что их дети вообще могут начать курить, пить или принимать наркотики и, тем более, отрицают всякую возможность того, что у ребенка уже есть одна из этих вредных привычек. Отсюда точка зрения, что профилактическая работа вообще не должна затрагивать их ребенка;

· родители считают, что единственный способ защитить ребенка: ни на минуту не выпускать его из поля зрения, осуществлять непрерывный и жесткий контроль. Все остальные меры – бездейственны, а значит, на них не стоит тратить время;

· родители не всегда представляют опасность приобщения ребенка, например, к алкоголю, подталкивая сделать первый шаг;

· родители в большинстве случаев ничего не знают о внешних признаках наркотического опьянения, что затрудняет своевременное обнаружение проблемы.

«Совершенствование процесса оказания социально-педагогической и психолого-педагогической помощи несовершеннолетним, повышение профессиональной компетенции через организацию работы творческой группы»

В ГУО «Волковысский районный СПЦ с ДСП» поступают дети, которые оказались в трудной жизненной ситуации, что способствовало созданию на базе приюта созданию творческой группы, т.е. профессиональному объединению педагогов, заинтересованных в форме коллективного сотрудничества по изучению, разработке и обобщению имеющихся знаний и материалов, а также внедрению в работу современных инновационных технологий с целью поиска оптимальных путей решения воспитательных задач в работе с детьми.

В рамках плана работы творческой группы на 2017 год была заявлена тематика «Работа с детьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию»  с целью  совершенствования  процесса оказания социально-педагогической и психолого-педагогической помощи несовершеннолетним через повышение профессиональной компетенции педагогов.

Для обмена опытом по организации работы с родителями, коррекции детско-родительских отношений, использованию наиболее эффективных подходов и методов в работе с детьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию были проведены открытые занятия и мастер-классы, а также практикум по обучению экспресс-методам снятия эмоционального напряжения.

Более детально разбиралась работа на разных этапах помощи:

  1. Построение доверительных эмоционально открытых взаимоотношений с ребенком
  2. Отреагирование деструктивных и актуальных чувств, вызванных травматической ситуацией
  3. Формирование адаптивного поведения у ребенка
  4. Работа с родителями и значимыми взрослыми

Прорабатывались разные формы работы:

  • Сюжетно-ролевые игры
  • Сказкотерапия
  • Работа с масками
  • Лепка
  • Куклотерапия
  • Дыхательные методики
  • Визуализация
  • Релаксация
  • Эмоциональное отреагирование

В процессе работы творческой группы у педагогов углубляются знания о приемах и методах работы с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, через демонстрацию и практическую отработку

Положение о творческой группе педагогов

государственного учреждения образования «Волковысский районный социально – педагогический центр с детским социальным приютом»

1. Общие положения

Творческая группа – это добровольное профессиональное объединение педагогов, заинтересованных в форме коллективного сотрудничества по изучению, разработке и обобщению материалов по заявленной тематике или совместной работы по внедрению современных и инновационных технологий с целью поиска оптимальных путей решения поставленных воспитательных задач. 

  1. Творческая группа организуется при наличии не менее трех педагогов по одной образовательной области или нескольким.
  2. В своей деятельности творческая группа руководствуется нормативными и правовыми документами Министерства образования Республики Беларусь,  Уставом учреждения и другими локальными правовыми актами.
  1. Цели и задачи деятельности творческой группы:

2.1. Целью деятельности творческой группы является совершенствование процесса оказания социально-педагогической и психолого-педагогической помощи несовершеннолетним через внедрение передовых технологий, повышение профессиональных компетенций педагогов.

2.2. Задачи деятельности творческой группы:

- изучение литературы и передового опыта по избранной теме;

- апробация и внедрение новых технологий и анализ эффективности их внедрения;

- разработка методических рекомендаций на основе результатов, полученных в группе;

- создание условий для повышения творческого потенциала педагогов;

- обобщение опыта работы педагогов по определенной проблеме;

- представление своих разработок для обсуждения педагогической общественности (на научно-практические и научно-методические конференции, заседания методических формирований и т. д.).

3. Организация работы творческой группы педагогов

3.1. Творческая группа педагогов создается приказом директора на основании решения педагогического совета учреждения в режиме временного творческого коллектива под тему, которую выбрала группа и которая представляет профессиональный интерес для них и для коллектива.

3.2. Для организации работы творческой группы назначается руководитель из числа педагогов, имеющих высшую или первую категорию.

  1. Творческая группа создается из числа педагогов учреждения образования, проявивших интерес к конкретной проблеме.
  2. Участники группы разрабатывают план деятельности, который утверждается на заседании педагогического совета.

3.5. Руководитель творческой группы:

- определяет формы сбора информации, обобщения и её разработки;

- обобщает и систематизирует материалы;

- анализирует предложения и выносит их на обсуждение группы, предлагает стратегию разработки темы.

3.6. Педагоги – члены творческой группы:

- активно участвуют в заседаниях группы, внося свой вклад в каждое занятие;

- представляют собственные практические разработки, обобщенный опыт своей работы в соответствии с темой работы группы;

- выполняют творческие задания руководителя группы и коллектива педагогов;

- высказывают собственное мнение по предложенным материалам, докладывают о результатах апробирования той или иной методики, способа, приёма работы. 

  1. В качестве общего результата работы группы является документально оформленный пакет методических рекомендаций, разработок.
  2. Творческая группа работает по плану, заседания проводятся не реже 1 раза в квартал.
  1. Основные формы работы творческой группы:

- заседания;

- семинары-практикумы;

- дискуссии;

- практические занятия, мастер-классы.

5.  Документы, регламентирующие и отражающие деятельность творческой группы.

5.1. Творческая группа должна иметь следующие документы:

- положение о творческой группе;

- состав творческой группы, с указанием должности педагогов;

- план работы творческой группы на год;

- протоколы заседаний;

- аналитические, диагностические и др. материалы, отражающие деятельность творческой группы;

- методические рекомендации, бюллетени, брошюры, статьи по теме работы творческой группы.

6. Права педагогов творческой группы

6.1. Педагоги творческой группы имеют право:

- выдвигать предложения об улучшении воспитательного процесса в учреждении;

- рекомендовать к публикации материалы о передовом педагогическом опыте, накопленном творческой группой;

- ходатайствовать о поощрении членов творческой группы за активное участие в воспитательной, экспериментальной, научно-методической  деятельности.

7. Контроль деятельности творческой группы

7.1. Контроль деятельности творческой группы осуществляет директор учреждения в соответствии с планом работы учреждения.

План работы творческой группы педагогов СПЦ по теме:

«Работа с детьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию»

Цель: совершенствование процесса оказания социально-педагогической и психолого-педагогической помощи несовершеннолетним через повышение профессиональных компетенций педагогов

План работы (содержание деятельности)

Цель и организация деятельности

Сроки

проведения

1.

Организация деятельности творческой группы в 2017 году

Утверждение плана работы на 2017 год

январь

2.

Мини-опрос педагогов СПЦ «Методы работы по налаживанию контакта с ребенком, попавшим в трудную жизненную ситуацию»

Изучение приемов и методов, используемых в работе педагогами

февраль

3.

Открытое занятие по коррекции детско-родительских отношений

Обмен опытом по организации работы с родителями

февраль

4.

Мастер – класс «Подходы и методы в работе с детьми, попавшими в сложную жизненную ситуацию»

Обмен опытом.

Использование наиболее эффективных подходов в работе по снятию агрессии

март

5.

Практикум «Эмоциональное состояние ребенка, попавшего в трудную жизненную ситуацию»

Обучение экспресс - методам снятия эмоционального напряжения

июнь

6.

Воспитательное мероприятие «День матери»

Коррекция детско-родительских отношений через проведение совместных досуговых мероприятий

октябрь

7.

Рефлексия деятельности творческой группы. Выступление на педагогическом совете

Подведение итогов

декабрь

Программа цикла занятий для подростков

«САМООПРЕДЕЛЕНИЕ И ДОСТИЖЕНИЕ

ЖИЗНЕННЫХ ЦЕЛЕЙ»

тематический план занятий

Занятие 1

Цель. Знакомство с целями данного блока занятий; осознание важности адекватной оценки своих возможностей и необходимо­го времени, развитие навыков анализа собственных усилий для разрешения проблем.

Ход занятия:

1.   Ритуал приветствия.

2.   Знакомство с целями блока.

3.   Упражнение «Представление о времени».

4.  Упражнение «Чувство времени».

5.   Групповая дискуссия «Однажды я подвел».

6.   Информационная часть «Правила гармонич­ного распределения времени».

7.   Рефлексия.

Занятие 2.

Цель. Ориентация подростков на поиск истинных целей жиз­ни, формирование позитивного настроя, взгляда в будущее.

Ход занятия:

1.   Ритуал приветствия.

2.   Обсуждение результатов прошлого занятия.

3.   Групповая дискуссия «В поисках смыслов жизни».

4.   Упражнение «События моей жизни».

5.   Упражнение «Формула удачи».

6.   Рефлексия.

Занятие 3

Цель. Актуализация представлений о личностных чертах, зна­ниях и навыках, необходимых для достижения жизненных целей.

Ход занятия

1.   Ритуал приветствия.

2.   Упражнение «Такое вот кино».

3.  Упражнение «Перекресток».

4.   Групповая дискуссия «Чем нужно обладать, чтобы достигнуть желаемого?».

5.   Рефлексия.

Занятие 4

Цель. Развитие навыков постановки жизненных целей и само­определения в их достижении.

Ход занятия

1.   Ритуал приветствия.

2.  Упражнение «Я — великий мастер».

3.   Упражнение «Хочу, могу, умею».

4.   Упражнение «Тропинка к мечте».

5.  Упражнение «Мои ресурсы».

6.   Опросник «Держу ли я удар».

7.   Рефлексия.

Занятие 5

Цель. Создание плана действий для достижения жизненных це­лей.

Ход занятия

1.   Ритуал приветствия.

2.   Упражнение «Цели и дела».

3.   Упражнение «Закончи предложения».

4.   Упражнение «Волшебная подушка».

5.   Упражнение «Четыре сферы».

6.   Рефлексия.

Занятие 6

 Цель: сформировать установку на необходимость здорового образа жизни, создание условий для формирования навыков отказа от употребления ПАВ.

 Ход занятия

  1. Ритуал приветствия.
  2. Упражнение “Мифы”.
  3. Упражнение “Ассоциация” со словом зависимость.
  4. Упражнение. “Качества личности ” (качества личности, содействующие формированию зависимости).
  5. Упражнение “Провокация”.Творческое задание “Что будет, если… (все люди будут пить пиво; никто не будет пить пиво; все женщины (девочки) будут пить пиво; все мужчины (мальчики) будут пить пиво).
  6. Упражнение “Марионетка”.
  7. Мозговой штурм “Как сказать нет, когда тебе предлагают попробовать ПАВ”.
  8.  Рефлексия.

Занятие 7

Цель. Развитие навыков свободного выбора, актуализация зна­ний, полученных на занятиях всего цикла, подведение итогов. Ход занятия

1.   Ритуал приветствия.

2.   Упражнение «Должен или выбираю».

Тренинг самоопределения и достижения жизненных целей..       

3.  Упражнение «Чемодан в дорогу».

4.   Упражнение «Я — подарок человечеству».

5.    Прощание.

ЗАНЯТИЕ 1

Цель. Знакомство с целями данного блока занятий; осознание важности адекватной оценки своих возможностей и необходимо­го времени, развитие навыков анализа собственных усилий для разрешения проблем.

Необходимые материалы. Бумага, ручки.

Время. 90 минут.

РИТУАЛ ПРИВЕТСТВИЯ

Цель                              Создание доброжелательной рабочей обстановки.

Время                            5 минут.

Содержание                  Ребятам предлагается придумать новый ритуал приветствия. При желании они могут здо­роваться с группой способом, используемым в предыдущих блоках «Тренинг личностного само­познания» и «Тренинг профилактики правонару­шений с основами правовых знаний».

ЗНАКОМСТВО С ЦЕЛЯМИ БЛОКА

Цель                              Информирование участников о том, чем они будут заниматься на занятиях.

Время                            10 минут.

Содержание                

 Ведущий: «У каждого человека есть свои затаенные мечты о его будущей жизни, каждый хо­чет чего-то достичь. Кто-то прикладывает макси­мум усилий, но его мечта не исполняется, так как он поставил перед собой слишком недостижимые цели. А кто-то ничего не предпринимает для дости­жения мечты, потому что привык плыть по течению и не имеет представления о своих целях. На наших занятиях мы будем учиться выбирать достижимые цели, соизмеряя их со своими способностями, и на­мечать пути и способы получения желаемого. При этом, помимо своих жизненных целей, вам необходимо будет узнать, какими качества­ми вы обладаете в настоящее время для их дости­жения и какие качества вам необходимо разви­вать, чтобы ваша мечта исполнилась».

(Рассказ о целях данного блока должен обязательно осуществляться в доступной для пони­мания подростков форме)

УПРАЖНЕНИЕ «ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ВРЕМЕНИ»

Цель                              Осознание собственного чувства времени.

Материалы                    Бумага, ручки.

Время                            15 минут.

Содержание                  Подросткам предлагается представить время в виде физического объекта, который можно увидеть и пощупать. После этого им дается зада­ние нарисовать этот объект, обозначив на рисун­ке прошлое, настоящее, будущее и точку време­ни, в которой они находятся на момент его создания.

По окончании все участники внимательно рассматривают свои рисунки.

Обсуждение                 

Правильно ли, что люди откладывают решение проблем на потом? Возможно ли, что времени не хватит на выполнение каких-либо планов? Чтобы исполнилось задуманное, нужно ли предпринять что-то именно сейчас?

Замечания   для ведущих       

У детей иное, нежели у взрослых, представление о времени: они живут здесь и сейчас. Трудность этого упражнения заключается именно в понимании участниками конечности времени, так как его невозможно увидеть и потрогать, то есть осознать как физический объект. Конеч­ность времени можно объяснить на примере ча­сового циферблата. Когда секундная стрелка вы­полняет движение от цифры «12» — начинается минута. После того как стрелка пройдет полный круг и вернется к цифре «12», минута закончится и начнется следующая. Той, которая уже прошла, никогда не будет. Если есть песочные часы, мож­но продемонстрировать конечность времени на них, это выглядит более убедительно.

УПРАЖНЕНИЕ «ЧУВСТВО ВРЕМЕНИ»

Цель                              Осознание течения собственного времени.

Материалы                    Секундомер или часы с секундной стрелкой.

Время                            15 минут.

Содержание                  Участникам предлагается закрыть глаза и после команды ведущего попытаться уловить мо­мент, когда пройдет минута. Ведущий определя­ет течение минуты по секундомеру. Участник, по ощущению которого минута уже прошла, молча открывает глаза и поднимает руку, ожидая, пока все участники не откроют глаза. Подростки де­лятся на три подгруппы: тех, кто открыл глаза раньше, чем закончилась минута; тех, у кого те­чение времени совпадает с часами, и тех, у кого минута тянется дольше, чем 60 секунд.

Подгруппы расходятся в разные углы ком­наты и стараются определить общие для них ощу­щения, когда они сидели с закрытыми глазами.

Обсуждение                 

Зависит ли ощущение течения времени от психического состояния человека? Зависит ли оно от его личностных свойств? В каких общих случаях время тянется как «резина», а в каких летит, как ракета? Влияет ли на отношение окружа­ющих к человеку тот факт, что у него время течет по-другому?

Замечания   для ведущих

 Следует предупредить подростков, что не существует правильного или неправильного ощу­щения времени, это субъективное качество. Во мно­гом оно связано с особенностями темперамента.

ГРУППОВАЯ ДИСКУССИЯ «ОДНАЖДЫ Я ПОДВЕЛ»

Цель                              Понимание значимости влияния на отношение к человеку невыполнения данных им обе­щаний.

Время                            15 минут.

Содержание                  Ведущий: «Вспомните случаи, когда вы подвели кого-то, не выполнив обещанное из-за "не­хватки времени". Изменились ли после этого ваши отношения с этими людьми? Что вы чувствовали в этой ситуации? Может быть, разочарование в себе, или раздражение в отношении товарищей, или, напротив, вы ощутили полное бессилие от нехват­ки времени? Как вам кажется, способны ли вы что-то сделать сами, чтобы в будущем предотвратить эти случаи?»

Замечания   для ведущих                 

Постарайтесь не направлять подростков к выводу и предлагать им свои варианты действий. Они должны найти их самостоятельно: наиболее ценным будет их решение. Вывод должен прозву­чать примерно так: нужно правильно распреде­лять свое время.

ИНФОРМАЦИОННАЯ ЧАСТЬ «ПРАВИЛА ГАРМОНИЧНОГО РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ВРЕМЕНИ

Цель

Развитие навыков адекватного своим воз­можностям расчета времени.

Время 20 минут. Содержание

Ведущий: «Время — характеристика нашего физического мира. Следовательно, когда происхо­дят неполадки с выделением времени на что-либо, это свидетельствует о том, что вы не находитесь здесь и сейчас, а где-то витаете. Если вы оторваны от физического мира, у вас пропадает связь со вре­менем: вы будете его терять, хронически ощущать его недостаток, везде опаздывать и не выполнять обещания. Каждый раз, когда речь идет о нехватке времени, подразумевается неуверенность в соб­ственной силе. Чтобы не происходило неприятно­стей с окружающими, нужно правильно и реаль­но распределять свое время.

Существуют правила гармоничного рас­пределения времени. Очень полезно не только ознакомиться с ними, но и применять их в жиз­ни.

  Первое правило. Определение относитель­ной важности дела (принцип Парето — итальян­ского социолога и экономиста).

Принцип подразумевает соотношение 80:20. Этот принцип работает, если вы умеете от­личать важные дела и не очень важные. Потратив всего 20 % времени, вы получите 80 % удовлетво­рения, занимаясь важным делом. И, наоборот, прозанимавшись весь день неглавным делом, в итоге вы получите 20 % удовлетворения.

Как же отличить главное дело от не очень главного? Сейчас вам предстоит найти ответ на этот вопрос».

Не стоит вмешиваться в спор. Если подрост­ки все-таки не придут к общему решению, можно им подсказать. Главным считается то дело, кото­рое нельзя откладывать на потом, так как послед­ствия неразрешенной проблемы окажутся край­не негативными. Можно показать это на жизненных примерах.

            Второе правило. Умение трезво рассчитывать свои силы и время.

Ведущий: «Подавляющее большинство лю­дей склонны преувеличивать свои силы и недо­оценивать время, необходимое для решения за­дачи. Определить величину заблуждения можно, если X единиц времени умножить на 3. Например, если вы считаете, что сочинение вы можете написать за 30 минут, умножайте это число на 3 и получите точные временные затраты. Приведи­те примеры, когда вы не успевали сделать заду­манное».

Замечания    для ведущих                        Необходимо выбрать несколько примеров и посчитать вместе с участниками реальные вре­менные затраты.

    Третье правило. Умение давать обещания.

Ведущий: «Необходимо научиться анализи­ровать свои возможности, прежде чем соглашать­ся делать что-то. В ответ на просьбу сначала не­обходимо ответить: "Подожди, я подумаю, смогу ли я выполнить, что ты просишь". Затем нужно проанализировать ситуацию и только после это­го дать ответ. Это проверенный способ приобре­тения авторитета и заслуженной славы надежно­го человека или настоящего лидера группы».

Замечания    для ведущих        Следует проанализировать вместе с ребятами ситуации, когда они, давали обещание, не смогли его выполнить.

                Ведущий: «Нужно запомнить следующие правила:

•    Не торопись соглашаться в ситуациях психо­логического давления.

•    Принимай решения только после рассужде­ний о приоритетах и затратах времени.

•    Честно говори "нет", если не сможешь спра­виться с чем-либо.

•    Предлагай компромисс, бери на себя только посильную часть проблемы.

•    Говори себе: "Молодец!", если сдержал слово».

РЕФЛЕКСИЯ

Цель                              Получение обратной связи.

Время                            5-10 минут.

Содержание                  Подростки делятся впечатлениями и своими ожиданиями относительно следующих заня­тий.

ЗАНЯТИЕ 2

Цель. Ориентация подростков на поиск истинных целей жиз­ни, формирование позитивного настроя, взгляда в будущее.

Необходимые материалы. Магнитофон, запись медитатив­ной музыки, бумага, карандаши красного, зеленого и синего цве­тов для каждого.

Время. 90 минут.

РИТУАЛ ПРИВЕТСТВИЯ

Цель Время

Создание доброжелательной рабочей об­становки.

5 минут.

ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОШЛОГО ЗАНЯТИЯ

Цель                              Закрепление представлений о значимости ценности времени.

Время                            10 минут.

Содержание                  Участники делятся своими впечатлениями и мыслями по поводу предыдущего занятия. От­вечают на вопрос, изменилось ли их отношение к времени?

ГРУППОВАЯ ДИСКУССИЯ «В ПОИСКАХ СМЫСЛОВ ЖИЗНИ»

Цель                              Выявление подростками своих истинных

целей жизни, наиболее актуальных проблем на­стоящего, которые могут отразиться на их буду­щем.

Время                            20 минут.

Содержание                 

Ведущий: «Каждый человек для чего-то рождается, приходит в этот мир, и у каждого есть свое предназначение — это закон жизни. Перед всеми людьми рано или поздно встает вопрос: для чего я живу? В чем же смысл жизни? Даже если человек с головой уходит в заботы, время от вре­мени эта мысль его посещает. Даже самый неда­лекий, стремящийся получать от жизни только удовольствия, духовно небогатый человек порой спрашивает себя: зачем я живу? Жизнь не может лишиться смысла ни при каких обстоятельствах. Смысл может быть найдет во всем и всегда. По­пытайтесь ответить на следующие вопросы:

1.   Что я даю жизни (творчество, учеба, труд)?

2.   Что я беру от жизни (ценности, переживания, опыт)?

3.   Как я отношусь к тому, как я живу?

4.   Хотелось бы что-то поменять в своей жизни?»

Самые смелые могут озвучить свои мысли. Возможно, они совпадают с мыслями большин­ства ребят. Можно обсудить, почему?

 - Для некоторых подростков задание найти смысл своей жизни может оказаться трудным, возможно, кто-то из участников относится к жиз­ни потребительски. Не следует поправлять их ответы. Осознание должно прийти к ним само­стоятельно — например, во время занятий. Тогда это будет высокой оценкой вашей работы с груп­пой.

УПРАЖНЕНИЕ «СОБЫТИЯ МОЕЙ ЖИЗНИ»

Цель                              Наглядное представление участниками своего жизненного пути, анализ значимости его событий.

Материалы                    Бумага, для каждого участника красный,синий и зеленый карандаши.

Время                            30 минут.

Содержание                 

Подросткам предлагается нарисовать «график событий». На горизонтальной оси — «Вре­мя» — указываются годы жизни, не только про­шедшие и настоящие, но и будущие. На вертикальной — «События» — значимость собы­тий жизни, которая отражается высотой разно­цветных столбиков от 1 до 10. Синим цветом обо­значаются события прошлого, красным — настоящего, зеленым — будущего.

        Оптимальным считается примерно одинаковое количество красного, синего и зеленого цветов. Наличие проблем с постановкой жизнен­ных целей указывает отсутствие или малое коли­чество зеленого цвета.

Обсуждение               

  Как протекала ваша жизнь до сегодняшнего дня? В чем ваши успехи и поражения? О каких событиях хотелось бы забыть? Каким вы видите свое будущее? Чего хотели бы достичь? Каких уда­ров судьбы ожидаете?

УПРАЖНЕНИЕ «ФОРМУЛА УДАЧИ*

Цель                              Создание позитивного настроя на будущее.

Материалы                    запись медитативной музыки.

Время                            20 минут.

Содержание                  Подросткам предлагается занять удобную позу, закрыть глаза и расслабиться.

Ведущий: «Представьте, что вы стоите посре­ди пустыни. Оглядитесь вокруг. Сзади вы видите гор­ную гряду — это ваши трудные события в жизни. Посмотрите, насколько высоки горы, но вы преодо­лели эти вершины, вы приобрели опыт "восхожде­ния", теперь вы знаете, как бороться с трудностями. А теперь посмотрите вперед. Вы видите прекрасный оазис. Попытайтесь разобраться: это мираж или на­стоящий рай в пустыне. Подойдите ближе, мираж не отодвигается и не пропадает. Смело входите в пре­красный сад и оглянитесь. Какие прекрасные цветы и деревья окружают вас, их кто-то уже посадил. А вам не хочется в этом саду посадить свои цветы? При­ступайте к работе. (Пауза.) А теперь посмотрите, на­сколько от вашего труда сад преобразился, стал еще прекраснее. Это ваше будущее, и вы его творцы! Вы сами можете сделать его прекрасным своим трудом! Почувствуйте удовлетворение от проделанной рабо­ты! А теперь возвращайтесь в нашу комнату и поде­литесь впечатлениями».

Обсуждение               

  Каким вы увидели свое будущее? Осозналили вы, что для того, чтобы «вырастить» прекрас­ный сад, нужно изрядно потрудиться, иначе он может оказаться миражом?

РЕФЛЕКСИЯ

Цель

Получение обратной связи.

Время

5-10 минут.

Содержание

Подростки делятся своими впечатлениями  о занятии

ЗАНЯТИЕ

3

Цель. Актуализация представлений о личностных чертах, зна­ниях и навыках, необходимых для достижения жизненных целей.

Необходимые материалы. Указатели направления, магнитофон, аудиокассета с записью медитативной музыки.

Время: 90 минут

РИТУАЛ ПРИВЕТСТВИЯ

Цель Создание доброжелательной рабочей об­становки.

Время 5 минут.

УПРАЖНЕНИЕ «ТАКОЕ ВОТ КИНО*

Цель Развитие умения прогнозировать и актуа­лизировать свои жизненные цели.

Материалы Магнитофон, аудиокассета с медитативной музыкой.

Время. 30 минут.

Подросткам предлагается расслабиться, закрыть глаза и представить, что они находятся в зрительном зале, на экране которого демонстри­руют фильм про них самих же, но в будущем, на­пример через двадцать лет. В этом фильме они уже взрослые, имеют семьи, друзей, увлечения, работу. Что-то уже достигнуто в их взрослой жиз­ни, что-то еще предстоит сделать.

Обсуждение: Что вы увидели в своем «кино»? Понрави­лись ли вы сами себе? Чего вы достигли в жизни? А может быть, кому хочется что-либо изменить в сценарии?

Замечания для ведущих: Желательно не останавливать «полет фан­тазии» участников, пусть ребята помечтают. Дос­таточно часто случается, что человек именно в таких «полетах» начинает осознавать, чего же ему хочется от жизни и как исполнить свою мечту.

УПРАЖНЕНИЕ «ПЕРЕКРЕСТОК»

Цель                              Определение участниками путей достижения жизненных целей.

Материалы                    Указатели направления.

Время                            25 минут.

Содержание                  На середину комнаты ставится стул с прикрепленными указателями:

•    Направо пойдешь — выберешь самый трудный путь, но только на нем человек через ошибки и трудности имеет возможность самосовер­шенствоваться.

•    Налево пойдешь — придется приложить неко­торые усилия.

•    Прямо пойдешь — самый легкий и короткий путь, все случится само собой, особых усилий для движения по нему не потребуется.

Подросткам предлагается подойти к «кам­ню» на перекрестке и выбрать, в какую сторону они пойдут.

Правильного и неправильного выбора здесь нет, каждый решает, какая дорога для него наиболее привлекательна. В результате выбора образуются три группы. Каждой группе дается задание обосновать свой выбор.

Обсуждение                  Ребята рассказывают, почему они выбрали именно такой путь, что ими управляло: желание легко добиться успехов, приложить определен­ные усилия или пройти достаточно тяжелой до­рогой, но при этом самосовершенствоваться?

   -  Вследствие своей некоторой инфантильности многие подростки выбирают самый легкий путь для достижения жизненных целей. Не нуж­но их поправлять, можно лишь отметить, что только сильный покоряет вершины, а удел сла­бых — любоваться заоблачными высотами. Воз­можно, некоторые ребята изменят свой выбор.

ГРУППОВАЯ ДИСКУССИЯ «ЧЕМ НУЖНО ОБЛАДАТЬ, ЧТОБЫ ДОСТИГНУТЬ ЖЕЛАЕМОГО?»

цель   Актуализация представлений о личностных чертах, навыках и знаниях, необходимых для до­стижения намеченных целей.

Время                            20 минут.

Содержание                  Участникам предлагается обсудить следующие темы:

•    Нужно ли ставить перед собой какие-либо цели или можно жить без них?

•    Какими личностными качествами нужно обла­дать, чтобы достигнуть желаемого?

•    Какие знания необходимы для продвижения к намеченной цели?

•    Зависит ли результат от помощи и поддержки других людей?

               Общие для всех участников или наиболее часто встречающиеся утверждения следует запи­сать: они потребуются для дальнейшей работы. Следует направлять подростков в ходе дискуссии, но оценивать их высказывания или высказывать свое мнение не стоит.

РЕФЛЕКСИЯ

Цель   Получение обратной связи.

Время  5-10 минут.

Содержание    Подростки рассказывают о своих впечатлениях о занятии.

ЗАНЯТИЕ 4

Цель. Развитие навыков постановки жизненных целей и само­определения в их достижении. 246

Групповые занятия с подростками

Необходимые материалы. Бумага, ручки, бланки «Хочу — Могу — Умею» по количеству участников, текст опросника «Держу ли я удар».

Время. 90 минут.

РИТУАЛ ПРИВЕТСТВИЯ

Цель Создание доброжелательной рабочей об­становки.

Время      5 минут.

УПРАЖНЕНИЕ «Я - ВЕЛИКИЙ МАСТЕР»

Цель                              Актуализация представлений о своих сильных сторонах.

Время                            10 минут.

Содержание                  Каждый участник по желанию выходит в центр круга и объявляет о своих умениях: «Я — великий мастер делать ...» Можно заявлять о лю­бых своих способностях: готовить какое-то блю­до, играть на гитаре, рисовать. Задача выступаю­щего — убедить остальных в том, что он делает что-то лучше других. Ведущий может спросить: «Может, кто-то умеет это делать лучше?» Если та­ких участников не находится и группа соглаша­ется с утверждением, то выступающий признает­ся «Великим мастером» и награждается овациями.

Обсуждение                 

Трудно ли было хвалить себя и почему? В каких ситуациях нужно говорить о своих досто­инствах?

    - В группе могут оказаться ребята, которых уже столько ругали, что в результате их самооцен­ка оказалась существенно занижена, и они не могут найти в себе ничего положительного. Им необходимо помочь, так как на середину круга должен выйти каждый. Это требование является обязательным для выполнения.

УПРАЖНЕНИЕ «ХОЧУ, МОГУ, УМЕЮ*

Цель Развитие навыков самоопределения

Материалы: Бланки «Хочу — Могу — Умею» по количе­ству участников.

Время  15 минут.

Содержание

Ведущий: «Многие люди, ставя перед собой какие-то цели, переоценивают или недооценива­ют свои способности. Это мешает им идти к на­меченному, приносит множество разочарований. Сейчас мы с вами попробуем потренироваться в постановке простейших целей и определять свои способности к их достижению. (Подросткам раз­даются бланки для заполнения.)

Хочу

Могу

Умею

В колонке "Хочу" нужно написать свое же­лание, при этом не стоит ставить глобальные цели, ведь это только тренировка. Рядом в колон­ке "Могу" напишите свое личное мнение по по­воду того, возможно ли достижение намеченно­го. Здесь же отметьте, насколько осуществимо задуманное, в процентах или одним из трех ва­риантов: "уверен", "несколько неуверен", "не уве­рен". В колонке "Умею" напишите свои качества, которые необходимы для достижения поставлен­ной цели и которые у вас уже есть».

Обсуждение   Какую колонку было заполнить легче все­го, а какую наиболее трудно? Почему?

УПРАЖНЕНИЕ «ЗАПРЕЩЕННЫЕ ЖЕЛАНИЯ»

Цель                              Развитие умения отказываться от желаего без особого ущерба для себя.

Время                            10 минут.

Содержание                

 Ведущий: «Наверное, у каждого из вас в колонке "Хочу" было какое-то желание, которое неисполнимо на данный момент. А может, у кого-то были желания, о которых они не написали и никогда никому не говорили. Люди обычно испы­тывают разочарование, если не могут достигнуть желаемого. Но иногда все же нужно отказывать­ся от того, что в настоящее время недоступно.

Сейчас у нас появится шанс понять для себя, что следует делать с такими мечтами.

Вообразите, что в конце комнаты на стуле находится ваше "запрещенное" желание. Подойди-. те к нему и сделайте с ним все, что захотите. Не бойтесь, мы поддержим вас, если вы испытаете зат­руднения. Вы можете попросить "помощь зала"».

Обсуждение      Что вы ощущали, когда были один на один со своим желанием? Поняли ли вы, что нужно сде­лать, чтобы достичь своей мечты? Как вы теперь ее будете добиваться?

УПРАЖНЕНИЕ «ТРОПИНКА К МЕЧТЕ»

Цель                              Развитие навыков реализации планов.

Материалы                    Бумага, ручки.

Время                            15 минут.

Содержание                  Подросткам предлагается выбрать любую свою мечту, можно взять ее из колонки «Хочу». Далее нужно представить свою мечту в виде ка­кого либо объекта.

Каждый должен нарисовать на листе тро­пинку, в начале которой находится он, а в конце — его «мечта». На этой тропинке могут оказать­ся преграды и ухабы — те препятствия, которые могут встретиться на пути достижения постав­ленной цели. Эти препятствия нужно преодолеть. Тропинка может оказаться и без «ям» — значит, к цели будет двигаться легко.

Обсуждение                  Трудно ли было увидеть «тропинку» и «препятствия»? Если были затруднения, то почему? Может быть, мы иногда бываем несколько само­надеянны, и нам кажется все легким? Нужно ли уметь видеть препятствия?

УПРАЖНЕНИЕ «МОИ РЕСУРСЫ»

Цель                              Развитие способностей находить ресурсы для достижения поставленной цели.

Материалы                    Бумага, ручки.

Время                            15 минут.

Содержание                  Подросткам предлагается подумать, что и кто им может помочь в достижении той мечты, которую они обозначили в предыдущем упраж­нении. Чем они уже обладают для исполнения намеченного? Можно изобразить свои качества в виде символов — это личные ресурсы.

Обсуждение                  Можно ли привлекать к достижению поставленных целей других людей? Или все же нуж­но надеяться только на себя?

       В ходе обсуждения участники должны прийти к мысли, что другие люди — это внешние ресурсы, помощь в исполнении задуманного, но главными ресурсами в достижении цели облада­ет человек, которому она принадлежит.

ОПРОСНИК «ДЕРЖУ ЛИ Я УДАР» (КЭНФИЛД Д., СИККОНЭ Ф.)

Цель                              Формирование адекватной самооценки возможностей в достижении поставленных целей.

Материалы                   Текст опросника, бумага, ручки.

Время                            15 минут.

Содержание                  Ведущий: «Одни люди играючи решают самые сложные проблемы, стойко переносят удары  судьбы. Других может "положить на лопатки" не-  значительная мелочь. Сейчас мы попробуем on ределить вашу устойчивость. Это очень необходимое качество для достижения поставленных  целей, и если оно недостаточно развито, то стоит поработать над собой».

Ведущий зачитывает утверждения, подростки отмечают у себя количество баллов, соответствующих выбранному ответу.

1.   Рассказываете ли вы о своих проблемах и не  приятностях:

а)  нет, это бы мне не помогло — 3 балла;

б)  конечно, если есть подходящий собеседник — 1 балл;

в)  не всегда, иной раз мне и самому тяжело думать о них — 2 балла.

2.   Насколько сильно вы переживаете страдания:

а)  всегда очень тяжело — 4 балла;

б)  это зависит от обстоятельств — 0 баллов;

в)  стараюсь терпеть, не сомневаюсь, что любой неприятности рано или поздно приходит конец — 2 балла.

3.   Что вы делаете, если вас что-то глубоко ранит

а)  разрешаю себе радость, которую долго на мог позволить — 0 баллов;

б)  иду к хорошим друзьям — 2 балла;

в)  сижу дома и жалею себя — 4 балла.

4.   Когда близкий человек вас обижает:

а)  прячусь в свою раковину — 3 балла;

б)  требую объяснений — 0 баллов;

в)  рассказываю об этом каждому, кто готов слушать — 2 балла.

5.   В минуты счастья:

а)  не думаю о перенесенном несчастье — 1 балл;

б)  боюсь, что эта минута быстро пройдет — 3 балла;

в)  не забываю о том, что в жизни есть и мно­го неприятностей — 5 баллов.

6.   Что вы думаете о психиатрах:

а)  я не хотел бы стать их пациентом — 4 балла;

б)  многим людям они могли бы помочь — 2 балла;

в)  человек и сам во многом может помочь себе — 3 балла.

7.   По вашему мнению, судьба:

а)  преследует меня — 5 баллов;

б)  несправедлива ко мне — 2 балла;

в)  благосклонна ко мне — 1 балл.

8.   О чем вы думаете после ссоры с близким че­ловеком, когда ваш гнев проходит:

а)  о том приятном, что у нас было в про­шлом — 1 балл;

б)  мечтаю о тайном мщении — 2 балла;

в)  думаю о том, сколько я от него уже вытер­пел — 3 балла.

Подсчитывается суммарное количество набранных баллов. Участникам предлагается ин­терпретация полученных результатов.

6-15 баллов. Вы легко миритесь с неприят­ностями, даже бедами, поскольку умеете верно их оценить. Крайне важно и то, что вы не слишком любите жалеть себя. Ваше душевное равновесие достойно восхищения.

16-26 баллов. Бывает, что вы проклинаете судьбу. И все же у вас есть прекрасная отдушина:

возможность выплеснуть свои проблемы на дру­гих. После этого вам становится сразу легче. При этом вам, конечно, важно, чтобы вас вниматель­но слушали и сопереживали вашим проблемам и неприятностям. Вам необходимо задуматься: не стоит ли больше владеть собой, а не пользовать­ся постоянно лишь таким способом решения сво­их проблем?

27-31 баллов. Вы еще не научились пра­вильно расправляться со своими бедами. Быть может, поэтому они вас так терзают. Вы предпо­читаете закрыться в себе, жалеть себя. Но может быть, стоит использовать и иной способ? Моби­лизуйте свою энергию! В вас достаточно добро­го, хорошего начала, которое поможет вам с ус­пехом решить все ваши проблемы и неприятные ситуации.

Согласны ли вы с результатами опроса? Что  для себя полезного вы почерпнули?

Обсуждение

РЕФЛЕКСИЯ

Цель                              Получение обратной связи.

Время                            5—10 минут.

Содержание                  Подростки делятся своими впечатлениями о занятии.

ЗАНЯТИЕ 5

Цель. Создание плана действий для достижения жизненных целей.

Необходимые материалы. Бумага, ручки, небольшая подуш­ка, доска.

Время. 90 минут.

РИТУАЛ ПРИВЕТСТВИЯ

Цель Создание доброжелательной рабочей об­становки.

 Время  5 минут.

УПРАЖНЕНИЕ «ЦЕЛИ И ДЕЛА»

Цель                              Развитие навыков составления плана действий для достижения цели.

Материалы                    Бумага, ручки, доска.

Время                            20 минут.

Содержание                  Ведущий: «Важно уметь отличать дела от  целей. Дела — то, что можно предпринять, для того чтобы достичь цели. Например, при наличии одной цели — хорошо отдохнуть вечером, дела, ведущие к ней, могут быть различными: пригла­сить гостей, договориться с друзьями пойти на дискотеку, убраться в комнате, чтобы спокойно смотреть телевизор и т. п.

Сейчас вам необходимо будет в течение двух минут придумать максимум способов, как вы можете отдохнуть вечером. Не останавливайте свою фантазию, пишите без остановок».

Когда работа будет закончена, ведущий за­писывает на доске самый популярный способ ве­чернего отдыха и предлагает ребятам составить список дел, которые необходимо выполнить, что­бы вечер состоялся. Затем ребятам предстоит определить, сколько времени они предполагают затратить на выполнение дел и к какому сроку эти дела должны быть завершены.

Обсуждение                  

Трудно ли было составить план действий?

Какие внутренние и внешние ресурсы учитыва­лись при составлении плана достижения цели? 254

УПРАЖНЕНИЕ «ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ»

Цель                             Актуализация имеющегося плана действа для достижения жизненных целей.

Материалы                    Бумага, ручки.

Время                            20 минут.

Содержание                  Участникам предлагается написать окончания к предложениям:

•    «Я очень хочу, чтобы в моей жизни было ...»;

•    «Я пойму, что счастлив, когда ...»;

•    «Чтобы быть счастливым сегодня, я должен...».

Обсуждение               

С каким предложением было справиться легко и какое вызвало затруднение? Увидели ли вы в ваших предложениях список дел, которые вам предстоит выполнить?

     - У ребят могут возникнуть затруднения в определении понятия «счастье». В этом случае стоит поговорить с ними, как они понимают свое счастливое состояние, в чем оно выражается.

УПРАЖНЕНИЕ «ВОЛШЕБНАЯ ПОДУШКА»

Цель                              Предоставление возможности участникам выразить свои желания и получить поддержку группы.

Материалы                    Небольшая подушка.

Время                           20 минут.

Содержание                  Ведущий: «У меня есть волшебная подушка. Я положу ее в центр комнаты, и каждый, по жела­нию, может сесть на нее и рассказать нам о ка­ком-то своем желании. Тот, кто сидит на подуш­ке, начинает свой рассказ со слов "Я хочу...".

Все остальные внимательно слушают. Же­лание может быть связано с чем угодно: с ваши­ми друзьями, с семьей, с нашей группой».

      - Не следует усаживать подростков на подушку насильно. Они могут делиться своими желани­ями только добровольно.

Обсуждение                

Что вы чувствовали, когда сидели на «волшебной подушке»? Что вы ощущали, когда слыша­ли о желаниях других, не появились ли у них какие-то  важные  желания?  Трудно  ли  было набраться смелости и сесть на подушку?

УПРАЖНЕНИЕ «ЧЕТЫРЕ СФЕРЫ*

Цель  Самоопределение, выбор жизненных целей на ближайшее будущее и построение планов дей­ствий для их реализации.

Материалы Бумага, ручки.

Время 20 минут.

Содержание

Ведущий: «Что бы вы сделали, если бы мог­ли все? О чем вы мечтаете, каковы ваши желания и цели на ближайшие пять недель, пять месяцев, пять лет? Люди вкладывают свою энергию в раз­личные сферы жизни. Основными среди них счи­тают: тело, деятельность, контакты, творчество. Хорошо, если энергия распределяется между ними равномерно.

Подумайте и напишите, как вы будете ис­пользовать свою энергию и время? Что будете делать для тела — красоты вашего лица, фигуры, для своего здоровья? Что вы хотели бы сделать для своей деятельности — учебы, работы, карье­ры? Для контактов с людьми — семьей, друзьями? Для своего творчества — развлечений, путеше­ствий, хобби? Для города, страны, человечества — например, для достижения мира на Земле?»

Обсуждение

Что вы выяснили для себя? В чем нашли для себя главное? Возможно, в процессе работы у вас появились жизненные цели и наметился план действий?

-  У ребят могут возникнуть трудности в по­становке целей и построении планов на далекое будущее. Пусть это вас не расстраивает, не забы­вайте о том, что дети живут «здесь и сейчас».

РЕФЛЕКСИЯ

Цель                              Получение обратной связи.

Время                            5-10 минут.

Содержание                  Подростки делятся своими впечатлениями о занятии.

Занятие 6

 Цель: сформировать установку на необходимость здорового образа жизни, создание условий для формирования навыков отказа от употребления ПАВ.

 Ход занятия

Необходимые материалы. Бумага, ручки

Время. 90 минут.

РИТУАЛ ПРИВЕТСТВИЯ

Цель Создание доброжелательной рабочей об­становки.

 Время  5 минут.

УПРАЖНЕНИЕ «МИФЫ»

УПРАЖНЕНИЕ «АССОЦИАЦИЯ» со словом зависимость.

УПРАЖНЕНИЕ “ПИСЬМО” (написать письмо от имени мамы, папы, дочери, подруги и т.д.  человека, употребляющего ПАВ).

УПРАЖНЕНИЕ «ПРОВОКАЦИЯ».

Творческое задание “Что будет, если… (все люди будут пить пиво; никто не будет пить пиво; все женщины (девочки) будут пить пиво; все мужчины (мальчики) будут пить пиво).

МОЗГОВОЙ ШТУРМ « КАК СКАЗАТЬ НЕТ, КОГДА ТЕБЕ ПРЕДЛАГАЮТ ПАВ

 РЕФЛЕКСИЯ

Цель                              Получение обратной связи.

Время                            5-10 минут.

Содержание                  Подростки делятся своими впечатлениями о занятии.

ЗАНЯТИЕ 7

Цель. Развитие навыков свободного выбора, актуализация зна­ний, полученных на занятиях всего цикла, подведение итогов.

Необходимые материалы. Бумага, ручки, бланки таблиц, фо­тоаппарат.

Время. 70-80 минут.

РИТУАЛ ПРИВЕТСТВИЯ

Цель Время

Создание доброжелательной рабочей об­становки.

5 минут.

УПРАЖНЕНИЕ «ДОЛЖЕН ИЛИ ВЫБИРАЮ»

Цель                              Избавление от использования долженствований в организации своей деятельности.

Материалы                    Бланки таблиц по количеству участников.

Время                            20 минут.

Содержание                  Ведущий: «С детства мы слышим от других людей слово "должен" настолько часто, что оно звучит внутри нас, заставляя подчиняться. Нами могут руководить люди, ситуации и собственные моральные установки. Бывает, что какая-то часть нашей личности сопротивляется этому "должен",

но, как правило, мы все же подавляем ее и подчи­няемся. Если человек руководствуется в основном "долженствованием", значит, хозяин положения не он, а посторонние авторитеты, порой сомни­тельные. Например, в вашей компании принято курить и выпивать пиво, соответственно, каждый новичок должен делать то же, что и все, даже если ему это не нравится. Или вам говорят, что вы дол­жны учиться, и вы подчиняетесь этому, каждый день "приводя" себя в школу за шиворот, но толь­ко лишь для того, чтобы отсидеть положенное ко­личество часов. За вас принимает решение кто-то другой, вы подчиняетесь ему, но после этого остается чувство обиды или внутреннего проте­ста. Оба этих способа реагирования, в свою оче­редь, толкают к мести.

Однако когда мы сами выбираем отноше­ние к той или иной ситуации, мы проявляем волю. Чтобы быть самостоятельными в своих решени­ях, нужно уметь сосредоточиться на собственной мотивации для каких-то действий. Сейчас вам предстоит попытаться это проделать. Замените утверждения, вынуждающие вас на какое-либо действие, на утверждения, предполагающие ваш собственный выбор. Продолжите список утвер­ждений, приведенных в таблице.

Я должен

Я хочу

Я должен ходить в школу, так как этого требуют родители

Я хочу учиться в школе, для того чтобы получить знания, которые мне пригодятся в жизни

Я должен вечером прийти на ту­совку со сверстниками

Я хочу вечером пообщаться со своими друзьями-сверстниками

Я должен помогать родителям в домашних делах

Я хочу заниматься домашними делами, мне доставляет удоволь­ствие чистота в доме

Переход от "я должен" к "я хочу" означает что вам будет легче бороться не только с соб­ственными долгами, но и с долгами, возложенны­ми на вас другими. Быть может, у вас есть несколь­ко дел, которые вам не по душе. Но, так или иначе, вы выполняете их. Почему бы вам не выбрать к ним другое отношение, чтобы вместо скуки и раз­дражения испытать удовольствие? Такой созна­тельный выбор может превратить неудачный день в день достижений. Бессильное, серое суще­ствование может превратиться в жизнь, полную свободы и радости, в жизнь по своему выбору».

Обсуждение              

В каких ситуациях вам было трудно переменить свое отношение?

       - Ребятам, испытывающим затруднения в заполнении таблицы, следует оказать помощь, но не выбирая за них ситуации, а лишь направляя.

УПРАЖНЕНИЕ «ЧЕМОДАН В ДОРОГУ»

Цель                             Актуализация знаний и навыков, полученных на занятиях.

Материалы                    Бумага, ручки.

Время                           20 минут

Содержание                

 Ведущий: «Вспомните, чему вы научились на занятиях всего цикла. Что, на ваш взгляд, обя­зательно пригодится вам в жизни? Для того что­бы не забывать некоторые мысли, рекомендую вам их записать. Это будет ваш багаж знаний и умений — "чемодан" с необходимыми вещами, которые будут нужны в вашем путешествии по длинной жизненной дороге».

Обсуждение                  Что ребята положили в «чемодан»? Действительно ли им багаж пригодится в жизни, или он собран на всякий случай?

Замечания                    «Чемодан» оставляется ребятам на память

для ведущих        и для личного пользования.

УПРАЖНЕНИЕ «Я - ПОДАРОК ЧЕЛОВЕЧЕСТВУ»

Цель                              Повышение самооценки в достижении позитивных жизненных целей.

Время                           20 минут.

Содержание                  Ведущий: «Каждый человек — это уникальное существо. И верить в свою исключительность необходимо каждому из нас. Подумайте, в чем состоит ваша исключительность, уникальность. Поразмышляйте над тем, что вы действительно являетесь подарком для человечества. Аргументи­руйте свое утверждение, например: "Я — подарок для человечества, потому что я могу принести пользу миру в..."»

После 5 минут раздумий ребята по кругу высказывают свои соображения. Группа поддер­живает своего товарища заявлениями: «Это дей­ствительно так!»

      - Не останавливайте подростков, даже если вам кажется, что их аргументы не убедительны. Признать свою полезность для мира в целом зат­руднительно и для взрослого человека.

ПРОЩАНИЕ

Цель   Завершение цикла занятий, подведение итогов, получение обратной связи.

Содержание               

  Ведущий: «Наши групповые занятия подошли к концу. Вы многое узнали о себе, многому научились. Хотелось бы, чтобы эти знания при­годились вам в жизни. Почаще заглядывайте в "че­модан" — там есть все необходимое для вашей поддержки и уверенности в себе. Не забывайте о том, что рядом есть ваши верные друзья, которые всегда готовы придти на помощь!

Я попрошу вас в трех словах, как в короткой телеграмме, высказать свои впечатления».

Подростки высказываются по кругу. Ведущие благодарят их за участие в групповой работе и делятся впечатлениями.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.