Новости проекта
Конкурс продлен! Принимайте участие!
Отвечаем на ваши вопросы!
Домашнее задание на контроле!
Важные моменты в Инструктивно-методическом письме
Голосование
Как Вам новый сайт?
Всего 12 человек

Материалы и рекомендации для специалистов СППС по организации работы с  семьями

Дата: 19 октября 2017 в 11:21

Материалы и рекомендации для специалистов СППС по организации работы с  семьями 

(по итогам семинара практикума для специалистов СППС «Организация работы учреждения образования по раннему выявлению семейного неблагополучия через углубленное изучение проблемного поля семьи»)

Классификация семей по характеру взаимоотношений в семье

Неблагополучная семья для ребенка – это не синоним антисоциальной или асоциальной семьи. Существует великое множество семей, о которых ничего плохого не скажешь с формальной точки зрения, но, тем не менее, для данного ребенка эта семья является неблагополучной. Конечно, семья пьяницы или хулигана для любого ребенка будет неблагоприятной, однако в большинстве случаев понятие неблагоприятной семьи может возникнуть лишь в соотношении с конкретным ребенком, на кого это неблагополучие действует. Разные бывают семьи, разные встречаются дети, так что только система отношений «семья – ребенок» имеет право рассматриваться как благополучная или неблагополучная.

Семья может быть неполной. Может быть полной, но с противоречивым воспитанием или с воспитанием, подавляющим ребенка, или с ограниченными условиями и т.д. Порой неполная семья более полезна для ребенка, чем неполноценная. Хотя и полная (скажем, отец-пьяница, терроризирующий семью, потом наконец-то он уходит из семьи, семья вздыхает с облегчением, в нее воцаряется мир). Встречаются внешне хорошие отношения в семье, но родители, чрезмерно занятые своими производственными делами, мало внимания уделяют ребенку, – это тоже может приводить к дурным последствиям для ранимой души маленького человека.

Разводы также влияют на ребенка. Родители разводятся и не задумываются над судьбой детей, над их исковерканным детством и исковерканной душевной жизнью. Вырастут дети и, помня, как вели себя родители, продолжат их путь. Дефекты воспитания – это есть первейший и главнейший показатель неблагополучной семьи. Ни материальные, ни бытовые, ни престижные показатели не характеризуют степень благополучия семьи или неблагополучия – только отношение к ребенку.

Неблагополучие в семье в том или иной степени практически всегда ведет к неблагополучию психического развития ребенка. Не в смысле поглупения или каких-то иных нарушений, допустим, интеллекта, а в смысле дисгармонии созревания эмоционально-волевой сферы, т.е. преимущественно характера человека. А каков характер, таковы и взаимоотношения человека с другими людьми, таково и его счастье.

Неблагополучные семьи можно условно разделить на две большие группы:

1. Семьи с явной (открытой) формой неблагополучия:

  • алкогольные семьи
  • конфликтные семьи
  • аморально-криминальные семьи
  • педагогически несостоятельные семьи.

2. Семьи со скрытой формой неблагополучия (внутренне неблагополучные): внешне респектабельные семьи, однако в них ценностные установки и поведение родителей расходятся с общечеловеческими моральными требованиями, что сказывается на воспитании детей.

1.Семьи с открытой формой неблагополучия:

- формы семейного неблагополучия имеют ярко выраженный характер

- проявляются одновременно в нескольких сферах жизнедеятельности семьи (например, на социальном и материальном уровне)

- проявляются в неблагополучном психологическом климате в семье

- ребенок испытывает физическую и эмоциональную отверженность со стороны родителей, у него появляются чувство неадекватности, стыд за себя и родителей перед окружающими, страх за свое настоящее и будущее.

1.1 Алкогольные семьи.

Одним из самых мощных неблагоприятных факторов разрушающих не только семью, но и душевное равновесие ребенка является пьянство родителей. Оно может оказаться раковым для малыша не только в момент зачатия плода и во время беременности, но и на протяжении всей жизни ребенка. Из-за пьянства родителей ребенок усваивает скверные примеры, из-за этого возникает вообще отсутствие всякого воспитания, из-за этого дети лишаются родителей и попадают в детские дома и т.д.

Признаки семьи:

размытость, нечеткость границ своего Я. Жизнь семьи не упорядочена, непредсказуема, дети не знают, какие чувства нормальны, какие – нет, это приводит к нечеткости границ личности ребенка.

отрицание. Многое в жизни алкогольной семьи построено на лжи, на сокрытии правды, взрослые отрицают негативный характер происходящего, ребенок не понимает, что происходит вокруг.

непостоянство. Потребности ребенка удовлетворяются от случая к случаю, он испытывает дефицит внимания, старается привлечь внимание со стороны взрослых любыми способами, включая девиантные формы поведения.

низкая самооценка. Ребенок думает, что он виноват в происходящем, переносит на себя вину взрослых.

недостаток информации о том, как функционируют нормальные семьи.

Дети в алкогольной семье:

- оказываются жертвами двойного стандарта: видят и понимают, что происходит в семье, но боятся об этом говорить с окружающими, становятся замкнутыми

- живут в состоянии секретности, уверток, обмана

- ощущают бессилие и отсутствие выхода из создавшейся ситуации («Что же реально?»)

- испытывают амбивалентное отношение к отцу (внимательный, ласковый, заботливый в трезвом состоянии и злой, агрессивный, жестокий – в пьяном)

- наблюдают борьбу, конфликты, ссоры родителей – это вызывает неприязнь детей к пьющим и скандалящим родителям. Постоянные наблюдения над тем, как родители провоцируют друг друга, спорят, шумят, приводят к тому, что дети усваивают подобный стиль взаимоотношений между людьми вообще.

- испытывают страхи и тревожные предчувствия – страх перед возвращением родителей домой, стремятся уйти из дому

- испытывают разочарования – в алкогольных семьях как больной, так и не больной родитель часто не выполняет своих обещаний. Одно разочарование, другое. Все это угнетает ребенка. И верные семейным традициям все держать в секрете, дети никогда не рассказывают родителям о своих тяжелых чувствах. И будучи взрослыми, они продолжают предчувствовать разочарования, не доверяют как в случайных, так и в интимных взаимоотношениях.

- слишком быстро взрослеют – старшие дети вынуждены брать на себя родительские функции, заботу о младших и о пьющих родителях

- испытывают оскорбления и унижения, насилие – пьющие родители теряют контроль над своим поведением

- заброшенность – дети предоставлены сами себе – что приводит к неусвоению элементарных семейных обязанностей и проблемам в будущей семье ребенка

- пониженная самооценка, недостаток самоуважения

- жизнь в мире фантазий, мифов, позволяющих выжить – («Что, если б мой отец был всегда трезвым?») – вплоть до мыслей о смерти родителей.

1.2 Конфликтные семьи.

Конфликтная семья, в которой по различным психологическим причинам личные взаимоотношения супругов строятся не по принципу взаимоуважения и взаимопонимания, а по принципу конфликта, отчуждения.

Признаки семьи:

- в семье постоянно имеются сферы, где сталкиваются интересы, намерения, желания всех или нескольких членов семьи, порождая сильные и продолжительные отрицательные эмоциональные состояния, непрекращающуюся неприязнь членов семьи

- конфликтные семьи могут быть шумными, скандальными, где повышение тона, раздражительность становится нормой взаимоотношений супругов или тихими, где присутствует отчужденность, стремление избегать взаимодействия

- конфликтная семья отрицательно влияет на формирование личности ребенка, на его поведение и может послужить причиной различных асоциальных проявлений.

Дети в конфликтной семье.

Возможны 3 модели:

Ребенок – свидетель семейных конфликтов

- испытывает чувство незащищенности, нестабильности, приводящее к патологическому страху, постоянному напряжению, тяжелым кошмарным снам, замыканию в себе, неумению общаться со сверстниками

- необходимость скрывать свои сильные эмоции – запрет в семье выражать свои чувства, что свойственно детской непосредственности

- душевная травматизация детей, нарастание отчуждения, неприязнь к сорящимся родителям

- агрессивность по отношению к «неправому», по мнению ребенка, родителю и принятие стороны другого из родителей

- капризность, неадекватные эмоциональные реакции из-за ломки детской психики

Ребенок – объект эмоциональной разрядки конфликтующих родителей

напряжение родителей, раздражение, досада выплескивается на детей (особенно, когда ребенок внешне или характером похож на одного из родителей) – обращаясь с резкими замечаниями, обвинениями к ребенку, родитель продолжает конфликт с супругом

и наоборот – родитель пытается устранить свою эмоциональную неудовлетворенность усиленной заботой о ребенке, изолируя его от общества другого родителя.

Если конфликт в семье по вопросам воспитания – непоследовательность требований родителей к ребенку

Ребенок – орудие разрешения семейных споров

мать, неудовлетворенная своими отношениями с отцом, компенсирует нервное напряжение на детях, провоцируя появление у них эмоциональных и поведенческих нарушений, а отец ужесточает свои требования к ребенку

ребенок оказывается перед выбором – мама или папа, приспосабливается, лицемерит, извлекает из конфликта выгоду.

у некоторых детей развивается склонность к доносам, цинизм, недоверие к взрослым

проявляются симптомы эмоциональных расстройств, повышенная возбудимость, беспокойство, снижение тона настроения, нарушения сна и аппетита.

1.3 Криминально-аморальные семьи.

Наибольшую опасность по своему негативному воздействию на детей представляют криминально-аморальные семьи. В этих семьях супруги вступают в противоречия уже не только в отношениях друг с другом, но и с нормами морали и правилами нравственного поведения в целом. Аморальную семью составляют люди, еще в родительской семье усвоившие нормы жестокого обращения, не умеющие и не желающие согласовывать свой образ жизни с общепринятым, т.е. они строят семью, руководствуясь ранее усвоенными стереотипами аморального семейного взаимодействия.

 Признаки семьи:

- жестокое обращение с детьми (насилие, возможно сексуальное насилие),

- сексуальная распущенность родителей (мать приводит в дом посторонних мужчин),

- нахождение кого-либо из родителей или старших братьев, сестёр в МЛС, возвращение из таких мест,

- родители совершают правонарушения,

- родители часто и надолго уходят из дома, бросают детей без присмотра, либо, наоборот, в квартире постоянно собираются компании.

Дети в криминально-аморальной семье:

- испытывают (особенно подростки) переживания, боль, стыд, обиду за отца и мать

- совершают побеги из дома

- становятся вожаками на улице и чаще других пополняют ряды правонарушителей.

1.4 Педагогически несостоятельные семьи.

Наиболее распространенными являются педагогически несостоятельные семьи, в которых при относительно благоприятных условиях (здоровая семейная атмосфера, ведущие правильный образ жизни и проявляющие заботу о детях родители) неправильно формируются взаимоотношения с детьми, совершаются серьезные педагогические просчеты, приводящие к различным асоциальным проявлениям в сознании и поведении детей. Формирование антиобщественных ориентаций у детей происходит потому, что из-за педагогических ошибок, тяжелой морально-психологической атмосферы здесь утрачивается воспитательная роль семьи, и она по степени своего воздействия начинает уступать другим институтам социализации, играющим неблагоприятную роль.

Есть семьи, допускающие отдельные ошибки в воспитании, но в целом, восприимчивые к положительному педагогическому влиянию. Нельзя их смешивать. В педагогически несостоятельных семьях низкая педагогическая культура сочетается с нежеланием что-либо исправить и изменить. Родители сознательно или непроизвольно настраивают ребенка против учителя, предъявляющего определенные требования. Такие конфликты переносятся постепенно на школу в целом, на любые внешние воздействия по отношению к детям. Это становится причиной отклоняющегося поведения, так как родители провоцируют неуважение к общественным требованиям. Протест против требований начинает выражаться в неповиновении, грубости, отчуждении от коллектива, а затем и от семьи. Все это порождает в личности подростка отрицательные качества, из которых самым нежелательным является нравственная невосприимчивость к педагогическим воздействиям.

Родители не понимают детей, обнаруживают полное незнание методов педагогического воздействия, недооценивают значение семейного воспитания, подрывают авторитет школы и учителей.

Эти семьи, прежде всего, нуждаются в помощи психолога, способного помочь родителям проанализировать ситуацию, скорректировать свой стиль и характер отношений с ребенком.

2. Семьи со скрытой формой неблагополучия

2.1Недоверчивая семья:

· повышенная настороженность по отношению к окружающим (соседям, знакомым, педагогам), ожидание враждебности.

· слабые контакты с окружающими.

· нередки длительные конфликты с родственниками.

· в любых конфликтах (со сверстниками, с педагогами) родители считают правым только своего ребенка.

Дети в недоверчивой семье:

- у детей формируется недоверчиво-враждебное отношение к людям,

подозрительность, агрессивность, нарушение контактов со сверстниками

- конфликты с учителями и воспитателями

- непризнание детьми ошибок и собственной вины

- трудно идут на контакт с педагогами, не верят в искренность и ждут подвоха.

2.2 «Хитрая» семья:

В «хитрой» семье прежде всего, ценят предприимчивость, удачливость и ловкость в достижении жизненных целей. Главным считается умение добиваться успеха кратчайшим путем, при минимальной затрате труда и времени. При этом, члены такой семьи порой легко переходят границы дозволенного. Законы и нравственные нормы членами таких семей нарушаются при каждом удобном случае. К таким качествам, как трудолюбие, терпение, настойчивость, отношение в подобной семье скептическое, даже пренебрежительное. В результате такого "воспитания" формируется установка: главное - не попадаться. В «хитрой» семье ценится предприимчивость, удачливость, ловкость в достижении жизненных целей, умение добиться успеха с минимальными затратами, обмануть всех; умение обходить обходить законы и нравственные нормы, склонность к авантюрам; стремление использовать окружающих для достижения собственных целей, создает широкий круг полезных знакомых;

к таким качествам, как трудолюбие, терпение, настойчивость проявляет пренебрежительное отношение .

Дети в «хитрой» семье полностью перенимают взгляды взрослых,

у них формируется установка – нарушай, но главное - не попадайся!

Работа по выявлению и учёту семейного неблагополучия. Диагностика раннего  выявления неблагополучия в семье.

1. Изучение внешних поведенческие признаков ребенка.

  • Боится идти домой.
  • Убегает из дома
  • В учреждение дошкольного образования за ребенком приходят дальние родственники, знакомые, соседи.
  • Часто отсутствует беспричинно.
  • Жалуется на голод (на недосыпание, дискомфорт в семье или другое).
  • Замкнут (или депрессивен).
  • Агрессивен.
  • Избегает физического контакта.
  • Имеет следы побоев.
  • Носит скрывающую тело одежду, не подходящую по погоде (отсутствие у ребёнка необходимой сезонной одежды, обуви)
  • Имеет неопрятный внешний вид.
  • Демонстрирует вызывающее (соблазняющее) поведение
  • Преобладает низкая самооценка.
  • Со сверстниками имеет плохие взаимоотношения.
  • Характерно резкое изменение веса (его снижение или увеличение).
  • Истерическая, эмоциональная неуравновешенность.

2.Изучение стиля взаимоотношений родителей с ребенком:

  • эмоциональная окраска взаимоотношений, интонации высказываний (отсутствие в речи уменьшительно-ласкательных, ласковых обращений к ребенку; преобладание эмоционально негативных суждений и грубых слов, демонстрирующих пренебрежение, унижающее ребенка);
  • характер и манера обращения к ребенку (его не называют по имени, имя заменяется прозвищем оскорбительного характера, унижающим личное достоинство несовершеннолетнего и др.);
  • наличие неадекватных замечаний по поводу поведения ребенка, оскорбляющих его личность, подчеркивающих его недостатки.
    1. Изучение интереса родителей к деятельности ребенка в  учреждении образования:
  • отсутствие заинтересованности в получении информации о поведении ребёнка, его успехах, особенностях личностного и социального развития, взаимодействия со сверстниками.
    1. Изучение отношения родителей и других членов семьи к ребенку:
  • полное отсутствие помощи и заботы о ребенке или их чрезмерное навязывание, формирующее у него инфантилизм и слабоволие (гипер- или гипоопека);
  • крайняя степень безразличия к нуждам и потребностям ребенка;
  • подавление личности ребенка, непринятие его мнения, решение вопросов его жизнедеятельности исходя из собственных потребностей и нужд.

5.Изучение системы воспитательных воздействий:

  • непоследовательность воспитательных воздействий, наличие конфликтов между родителями по поводу воспитания;
  • отсутствие воспитания как системы целенаправленных воздействий.66666

6. Изучение условий проживания.

Диагностический этап в работе с семьёй.

Диагностика семьи является постоянным компонентом в деятельности специалиста, на котором основывается система помощи и поддержки семьи.

В ходе первичной диагностики важно разобраться в характере жалобы или проблемы, которая может быть обоснована, частично обоснована и необоснованна. Необходимо узнать, как сами родители понимают проблему, правильно ли видят ее причины, какой помощи ждут от специалиста. Основное назначение диагностики — составление заключения о состоянии конкретной семьи и тенденциях, свойственных определенной семье. Используемые диагностические методики традиционны: наблюдение, анкетирование, опросы, тестирование, беседы. Особую группу составляют методы изучения семьи глазами ребенка: рисуночные методики, игровые задания, методика комментирования картинок, методика завершения рассказа, методика неоконченных предложений и т.д.

Сбор и анализ информации о неблагополучной семье

Первым этапом работы с семьей является сбор и анализ информации для определения направлений дальнейшей работы.

Информация общего характера (адрес проживания и прописка, состав семьи: Ф.И.О. родителей и детей, их возраст, национальность; сведения из учреждений, свидетельствующие о неблагополучии семьи, например, из КДН, школы, поликлиники и т.д.). Общая информация дает представление обо всех социально-неблагополучных семьях определенной территории и характере их неблагополучия.

Специальная информация (сведения о социальном статусе семьи: полная, неполная, безработная, многодетная, малообеспеченная; состояние здоровья, уровень образования, нарушение функций семьи и т.д.).
Специальная информация позволяет более глубоко и объективно оценить состояние семейных проблем, выявить их причины, спланировать работу по оказанию адресной социальной помощи и поддержки конкретной семье.
Специальная информация собирается более целенаправленно, с учетом категорий конкретных семей.

Источники информации о семье и ребенке

Социальные педагоги школ могут представить информацию о социальном статусе ребенка, посещаемости занятий и успеваемости по предметам школьной программы, об интересах несовершеннолетнего, о его взаимоотношениях в семье, в школьном коллективе и т.д. Если семья состоит на учете, то можно получить сведения о характере взаимоотношений членов семьи, о выполнении родителями своих обязанностей, о работе с семьей, проведенной специалистами школы, и ее результатах.

Специалисты КДН или ИДН (состоит ли несовершеннолетний на учете, совершал ли ранее правонарушения, привлекался ли к уголовной ответственности; зарегистрированные случаи жестокого обращения с несовершеннолетним со стороны родителей).

Специалисты органов опеки и попечительства дополнительно информируют о несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, либо находящихся в обстановке, представляющей угрозу их жизни, здоровью.

Специалисты органов социальной защиты населения могут сообщить о выявленных безнадзорных, беспризорных несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации; о социальных выплатах, произведенных данной семье; о льготах, пособиях, компенсациях, которыми она пользуется.

Специалисты поликлиники дают сведения о состоянии здоровья членов семьи, об использовании льгот на лечение и приобретение медикаментов.
Соседи, родственники и другие физические лица могут сообщить об официально не зарегистрированных фактах жестокого обращения с ребенком родителей или их законных представителей; о наличии скандалов в семье; о фактах побегов детей из дома, употребления ими спиртных напитков, наркотических веществ и т.д.

Основными методами сбора информации являются:

  • беседа (с соседями, классным руководителем, родственниками, инспекторами КДН, ИДН и т.д.);
  • наблюдение;
  • официальный запрос (в органы, учреждения и организации с целью получения документального подтверждения информации о социальном статусе семьи, о получении пособий, пенсий, о закрепленном жилье, о прописке семьи по месту жительства и т.д.);
  • анализ документации (полученной из государственных учреждений органов опеки и попечительства, здравоохранения, народного образования, управления социальной защиты населения и т.д.);
  • анкетирование и тестирование (для проведения уточняющей диагностики индивидуальных особенностей, стиля воспитания в семье, характере внутрисемейных отношений и т.д.) может проводиться как для отдельных клиентов, так и для всех членов семьи.

Предварительно следует определить круг вопросов, требующих прояснения, и оформить их в виде плана беседы. Информация, как правило, собирается при очной встрече, то есть при непосредственном посещении специалистом семьи. Важным, но часто трудно выполнимым условием является согласие семьи (родителей) на приход специалиста в определенное время, готовность отвечать на интересующие его вопросы и в перспективе - желание семьи на проведение коррекционной работы с родителями и детьми.

Поэтому работа с этими семьями должна вестись в тесном контакте с правоохранительными органами, а также органами опеки и попечительства, которые имеют юридическое право на вмешательство в семейный коллектив в определенных ситуациях.

В практике работы широко используются совместные рейды с инспекторами ИДН, специалистами по работе с семьей, социальными педагогами школ из тех территорий, где проживают несовершеннолетние, не только для изучения семьи, но и для их патронажа в дальнейшем.

Поскольку спецификой подобных проблемных семей часто является асоциальное поведение, которое может быть опасно для окружающих, то такие рейды дают положительные результаты. Семьи знают, что они находятся на контроле, и поэтому стараются выполнять требования, которые предъявляют к ним специалисты.

 Схема первой беседы

1. Фамилия, имя, отчество родителей.
2. Состав семьи.
3. Осмотр помещения для составления акта жилищно-бытовых условий.
4. Семейный бюджет.
5. Свободное время (чем занимаются).
6. Мнение о своих детях как об учениках:
способный;
хороший;
средний;
неспособный и т.д.
7. Отношение к успехам и неудачам ребенка в учебе:
переживаю с ним его неудачи;
радуюсь его успехам;
считаю, что это его дело и т.д.
8. Какими качествами обладает ваш ребенок: честность, правдивость, доброта, лживость, любознательность, умение постоять за себя.
9. Посещаете ли вы школу: ежедневно, ежемесячно, один раз в четверть...
10. Совместное времяпрепровождение: ежедневно, по выходным дням, редко, почти никогда...
11. Совместная деятельность в семье: вместе выполняем домашнее задание, решаем проблемы, вместе работаем, каждый занят своим делом...
12. Каковы отношения в семье: хорошие, не очень хорошие, плохие, конфликтные.
13. Отношение ребенка к алкоголю, табаку, наркотикам: один раз употреблял, постоянно, периодически.
14. Чем ребенок любит заниматься: помогать младшим, трудиться на огороде, помогать взрослым, посещать различные кружки, секции, любит читать...

Результаты оценки степени неблагополучия семьи и социально опасного положения ребенка

Комплексная оценка неблагополучия семьи и  положения несовершеннолетнего

Степень неблагополучия

семьи

Описание ситуации

1. Социально-демографические характеристики семьи

1.1. Отсутствие постоянной (временной) регистрации и постоянного жилья

1.2. Деформация состава семьи

1.3. Лишение родительских прав в прошлом

1.4. Влияние религиозных факторов на условия жизни ребенка

Вывод

2. Социально экономические условия жизнедеятельности семьи

2.1. Недостаток финансовых, материальных средств для содержания  и воспитания ребенка

2.2. Нерациональное  использование имеющихся материальных средств,

 в т.ч. пособия на ребенка. Наличие долгов

Вывод:

3. Бытовые условия жизнедеятельности семьи

3.1. Нарушение безопасности  бытовых условий жизнедеятельности

3.2. Необеспеченность ребенка (детей) качественным питанием

3.3. Необеспеченность ребенка (детей) необходимой мебелью для занятий, сна и питания

3.4. Необеспеченность ребенка сезонной одеждой, школьными принадлежностями

Вывод:  

4. Медико-санитарные условия жизнедеятельности семьи

4.1.Неудовлетворительное санитарно-гигиеническое состояние жилища в целом, а  также места   проживания ребенка

4.2.Состояние здоровья ребенка, обеспечение медицинск. и  профилакт. осмотров и ухода

4.3. Состояние здоровья родителей

Вывод: 

5. Педагогическая компетентность родителей

5.1. Степень адекватности и системности в воспитательных действиях родителей

5.2. Степень контроля за успеваемостью, посещением учреждения общего, дошкольного и дополнительного образования, досуговой деятельностью ребенка

5.3. Степень взаимодействия родителей с учреждением образования

Вывод:

6. Жестокое обращение и насилие по отношению

к несовершеннолетнему  в семье, злоупотребление родительскими правами

6.1. Физическое и эмоциональное насилие по отношению к несовершеннолетнему

6.2. Сексуальное насилие над ребенком

Вывод:  

7. Психологические состояния и эмоциональные отношения родителей и ребенка

7.1. Отсутствие эмоциональной близости, привязанности родителей и детей

7.2. Нарушение коммуникации и наличие конфликтов в семье

7.3. Негативные эмоциональные состояния и агрессивное (в том числе аутоагрессивное) поведение несовершеннолетнего

Вывод:

8. Девиантное поведение родителей и несовершеннолетнего

8.1. Асоциальное поведение  родителей

8.2. Асоциальное поведение несовершеннолетнего

8.3. Употребление алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ родителями

8.4. Употребление алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ несовершеннолетним

Вывод:

9. Нарушение социальных связей несовершеннолетнего

9.1. нарушение социальных связей семьи

9.2. Асоциальные связи   несовершеннолетнего

Вывод:

Примерная комплексная оценка

неблагополучия семьи и  положения несовершеннолетнего Екатерины К.

1. Социально-демографические характеристики семьи

Степень

неблагополучия семьи

Описание ситуации

1.1. Отсутствие постоянной (временной) регистрации и постоянного жилья

низкая

Регистрация постоянная. Семья проживает совместно с дедушкой

1.2. Деформация состава семьи

Семья неполная, многодетная. Мать не проживает с семьей,  не выполняет свои обязанности,  не выплачивает алименты

1.3. Лишение родительских прав в прошлом

низкая

В опыте родителей  не ставился вопрос о лишении родительских прав

1.4. Влияние религиозных факторов на условия жизни ребенка

низкая

нет

Вывод:  провести совместно с юристами работу по выяснению обстоятельств связанных со статусом матери: родительские права, выплата алиментов

2. Социально экономические условия жизнедеятельности

2.1. Недостаток финансовых, материальных средств для содержания  и воспитания ребенка

низкая

Семья обеспечивает несовершеннолетних только самым необходимым. Дополнительных средств удовлетворения потребностей детей не имеет

2.2. Нерациональное  использование имеющихся материальных средств,

 в т.ч. пособия на ребенка. Наличие долгов.

низкая

Долгов нет. Имеются материальные трудности, которые отец преодолевает с помощью дополнительных заработков

Вывод: Финансовые трудности временные, инициировать сбор отцом необходимых документов за обращением на получение государственной адресной социальной помощи (пособием по малообеспеченности)

3. Бытовые условия жизнедеятельности

3.1. Нарушение безопасности  бытовых условий жизнедеятельности

низкая

Длительное отсутствие ремонта жилища. Не выполняются полностью санитарно-гигиенические требования

3.2. Необеспеченность детей качественным питанием

средняя

Дети обеспечены горячим питанием дома. Продукты питания имеются в ограниченном объеме, питание однообразное. Запас продуктов не обеспечивает потребности в полноценном систематическом питании

3.3. Необеспеченность ребенка необходимой мебелью для занятий, сна и питания

низкая

Мебель, постельные принадлежности имеются. Есть место для занятий, игр

3.4. Необеспеченность ребенка сезонной одеждой, школьными принадлежностями

средняя

Одежда, обувь школьные принадлежности имеются в недостаточном объеме. Дети одеты неопрятно

Вывод: требуется помощь по обучению Екатерины  уходу за собой, своей одеждой, жильем. Обратиться в социальные службы за помощью по обеспечению одеждой

4. Медико-санитарные условия жизнедеятельности

4.1.Неудовлетворительное санитарно-гигиеническое состояние жилища в целом, а  также места   проживания ребенка

средняя

 Уборка жилого помещения проводится нерегулярно и некачественно, низкое качество мытья окон, пола, посуды, одежды. Постельное белье имеет антисанитарный вид. Жилое помещение захламлено

4.2.Состояние здоровья ребенка, обеспечение медицинских профилактические осмотров и ухода

низкая

Состояние здоровья детей в целом удовлетворительное. Можно  отметить случаи несвоевременного обращения за медицинской помощью, когда в этом была острая необходимость. Прививки сделаны, профосмотр проведен 21.09.2012

4.3. Состояние здоровья родителей

низкая

Состояние здоровье отца удовлетворительное

Вывод:  педагогу социальному, классному руководителю периодически необходимо при посещении семьи инициировать меры по уборке жилища Екатериной К.

5. Педагогическая компетентность родителей

5.1. Неадекватность и отсутствие системности в воспитательных действиях родителей

средняя

Отец практически не занимается воспитанием ребенка. Контроль за жизнью Екатерины отсутствует. Поступки Екатерины оценивает неверно. Не учитывает возрастные потребности ребенка. Режим дня у Екатерины отсутствует.

5.2. Отсутствие контроля за успеваемостью, посещением учреждения общего, дошкольного и дополнительного образования, досуговой деятельностью ребенка

средняя

Екатерина не пропускает занятия в школе, посещает группу продленного дня. Самостоятельно с домашними заданиями не справляется. Успеваемость 3-6 баллов. Свободное время ребенка вне школы не организовано. Отец не контролирует  успеваемость   и учебу Екатерины

5.3. Отсутствие взаимодействия родителей с учреждением образования

средняя

Отец  не посещает родительские собрания,  не интересуется учебой и поведением ребенка

Вывод: существует угроза  нормального развития ребенка. Необходимо обеспечить Екатерине посещение учреждений дополнительного образования и контроль за этим со стороны педагога социального. Помочь отцу составить режим дня ребенка и соблюдать  его. Организовать помощь в усвоении школьной программы  со стороны учителя, педагога-психолога. Организовать консультацию педагога-дефектолога

6. Жестокое обращение и насилие по отношению

к несовершеннолетнему  в семье, злоупотребление родительскими правами

6.1. Физическое и эмоциональное насилие по отношению к несовершеннолетнему

средняя

Отец использует авторитарный стиль воспитания по отношению к детям.  Может применять физическое наказание без тяжелых физических последствий, оскорбляет, унижает, запугивает ребенка. Обвиняет ее в том, что она плохая помощница, т.е. предъявляет несоответствующие возрасту требования. Екатерина иногда боится идти домой

6.2. Сексуальное насилие над ребенком

низкая

Нет

Вывод:   существует угроза эмоциональному и личностному развитию ребенка. Необходимо организовать отцу встречу с представителями правоохранительных органов с целью информирования об ответственности за жестокое обращение с ребенком. Мотивировать отца  на изменение стиля родительского взаимодействия, привлекать отца к просветительским мероприятиям по выбору эффективного стиля взаимодействия с детьми

7. Психологические состояния и эмоциональные отношения родителей и ребенка

7.1. Отсутствие эмоциональной близости, привязанности родителей и детей

средняя

Отец  не обращает внимания на эмоциональное состояние детей, не знает их интересы, не переживает за них, не  защищает и не хвалит,  может угрожать наказанием, бывает груб, несправедлив. Потребности детей в принятии, эмоциональном тепле, понимании, любви не  удовлетворены

7.2. Нарушение коммуникации и наличие конфликтов в семье

средняя

Семейные конфликты случаются. Частота конфликтов средняя

7.3. Негативные эмоциональные состояния и агрессивное (в том числе аутоагрессивное) поведение несовершеннолетнего

средняя

Для Екатерины  характерны частые перепады настроения, плаксивость, повышенный уровень тревожности и напряжения, заниженная самооценка. Екатерина употребляет нецензурные выражения, проявляет агрессию  в классе, может конфликтовать с учителем

Вывод: педагогу-психологу включить Екатерину в индивидуальную  и групповую коррекционную работу по личностному развитию, снятию тревожности, развитию эмоциональной сферы.  Мотивировать отца на работу с психологом.

8. Девиантное поведение родителей и несовершеннолетнего

8.1. Асоциальное поведение  родителей

средняя

У матери, которая не живет с семьей, зафиксированы в протоколах административные нарушения - употребление спиртных напитков

8.2. Асоциальное поведение несовершеннолетнего

средняя

Екатерина не  нарушает внутреннего распорядка учреждения, однако может не выполнять требования педагогов, быть агрессивной.

8.3. Употребление алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ родителями

низкая

Отец  замечен не был в употреблении наркотических веществ. Алкоголем не злоупотребляет

8.4. Употребление алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ несовершеннолетним

низкая

В употреблении алкоголя, наркотиков и иных психоактивных веществ Екатерина замечена не была

Вывод: Необходимости в специальных корректирующих действиях нет

9. Нарушение социальных связей несовершеннолетнего

9.1. Нарушение социальных связей семьи

низкая

У семьи  узкий круг друзей и родственников. Возможности получения помощи  со стороны родственников и друзей ограничены. Семья испытывает трудности в организации присмотра за детьми, иной родственной помощи и поддержки.

Семья не имеет родственной поддержки, позитивного соседского общения. Дружеские связи у отца либо отсутствуют, либо носят асоциальный характер.

9.2. Асоциальные связи   несовершеннолетнего

низкая

отсутствуют

Вывод: поставить Екатерину К. на учет как несовершеннолетнего, находящегося в социально опасном положении; специалистам СППС провести запланированные выше мероприятия;

Специалисты описывают ситуацию по каждому показателю с учетом  степени угрозы, опираясь на критерии и показатели. При  изучении  конкретной   семьи  приведенные  описания показателей  целесообразно применять как ориентир для определения степени угрозы и использовать имеющиеся описания показателей в полном или сокращенном объеме,  добавляя собственные описания на основе наблюдения за данной семьей. При заполнении Таблицы 2. не всегда требуется заполнение всех разделов. Например, при описании положения ребенка дошкольного возраста в графе показателя 9.2. «Асоциальное поведение несовершеннолетнего» можно ставить прочерк. 

         В  таблице также   целесообразно делать выводы  по каждому из девяти  критериев об имеющихся в семье проблемах и ресурсах.  По итогам заполнения всей  таблицы  выводы обобщаются  и становятся основанием, во-первых, для определения степени угрозы для несовершеннолетнего, во-вторых, для установления статуса несовершеннолетнего («требующий повышенного внимания» или «состоящий на внутришкольном учете», «находящийся в СОП», «нуждающийся в государственной защите»), в–третьих, они же  являются основанием для составления плана защиты прав и законных интересов несовершеннолетнего.

        При определении степени угрозы  учитываются такие сопутствующие показатели как возраст несовершеннолетнего, социальные и культурные  особенности семьи, а также длительность пребывания несовершеннолетнего в стрессовой ситуации. Так, показателем, снижающим степень угрозы, является  средний и старший школьный возраст ребенка, способность ребенка к самообслуживанию. Наиболее уязвимый к неблагополучию возраст  ребенка  -   от 0 до 3 лет, когда он нуждается  в постоянном уходе. К особенностям семьи, влияющим на определение степени угрозы, относятся: способность родителей осознать последствия своих действий, готовность к изменениям, способность совершать действия, ведущие к изменению семейной ситуации, а также  наличие воспитательского потенциала. Длительность пребывания несовершеннолетнего в стрессовой ситуации или травматической ситуации  влияет на характер и глубину нарушений личностного и социального развития.

         В ситуации затруднения установления статуса - находится ли ребенок в социально опасном положении или его следует признать нуждающимся в государственной защите - учитывается способность  родителей (родителя) осознать собственную ответственность за ситуацию, обеспечить достаточный уровень заботы о своём ребёнке, желание, готовность и способность изменить ситуацию неблагополучия в семье.

Алгоритм работы социального педагога с неблагополучной семьей.

1-й этап: изучение семьи и осознание существующих в ней проблем, изучение обращений семьи за помощью, изучение жалоб жителей (соседей);
2-й этап: первичное обследование жилищно-бытовых условий неблагополучной (проблемной) семьи; В результате первой встречи с семьей социальный педагог должен получить ответы на следующие вопросы:

– позволяет ли атмосфера семьи оставить в ней ребенка?

– какие именно характеристики семьи внушают надежду на возможность её качественных изменений в лучшую сторону?

– какие жизненно необходимые качества отсутствуют в данной семье и требуется их сформировать в процессе реабилитационной работы?
3й этап: знакомство с членами семьи и её окружением, беседа с родителями, оценка условий их жизни; Задача социального педагога – демонстрируя миролюбие, терпимость убедить взрослых членов семьи в том, что его визит продиктован добрыми намерениями; его задача – не инспектирование и применение силы, а помощь и поддержка. Поэтому не следует вторгаться в дела семьи в большей степени, чем это необходимо для защиты интересов ребенка.

Обследуя жилье семьи следует получить ответы на ряд вопросов (социальные показатели семьи): санитарно-гигиеническая обстановка, организация питания, обеспеченность одеждой, наличие у ребенка собственной постели, своего уголка, своей комнаты и др.). Одновременно можно наблюдать в естественной среде характер взаимоотношений как между супругами, так и между родителями и детьми.

Представляет интерес определение стиля супружеских отношений (демократический, авторитарный, насилие в семье). Необходимо зафиксировать реакцию родителей на проводимые социальным педагогом факты невыполнения ими своих родительских обязанностей: будут ли они принимать обвинения, защищаться, перекладывать ответственность друг на друга, поддерживать друг друга и т.п. Важно обратить внимание на особенности поведения ребенка в присутствии родителей (боязнь отвечать на вопросы, стремление уклониться от прямого физического контакта с родителями, несовпадение в его ответах при беседе с социальным педагогом наедине и при родителях и т.п.).
4-й этап: знакомство с теми службами, которые уже оказывали помощь семье, изучение их действий, выводов;
5-й этап: изучение причин неблагополучия семьи, её особенностей, её целей, ценностных ориентаций;
6-й этап: изучение личностных особенностей членов семьи; Социальный педагог ищет помощи в окружении семьи. Неблагополучные семьи имеют очень ограниченный круг общения. Социальный педагог должен рассматривать все сохранившиеся отношения, восстановить старые. Найти референтное лицо в этом окружении и с его помощью воздействовать на ребенка, через него на родителей и всех членов семьи.
7-й этап: координационная деятельность со всеми заинтересованными организациями (образовательные учреждения, дошкольные учреждения. ТЦСОН, ИДН,КДН, РОЧС);
8-й этап: текущие и контрольные посещения семьи;

9-й этап: выводы о результатах работы с неблагополучной семьёй.
1, 2, 3 этап предполагает диагностику, результатом которой должно стать отнесение семьи к той или иной категории.

Принципы работы специалистов с неблагополучными семьями

1. Проблемы отдельных членов семьи – это всегда проблемы семьи в целом, и наоборот, любая семейная проблема влечет за собой те или иные проблемы каждого члена семьи. Например, проблема плохо успевающего и конфликтного в школе ученика может быть связана с нарушениями социальной адаптации родителей или их слабой заботой о ребенке, являться последствиями асоциального образа жизни старших членов семьи или нарушений внутрисемейной структуры и т.д.

2. Как правило, специалистам приходится работать со всеми членами семьи, выявлять те стороны отношений, которые отягощают положение каждого из них. Это особенно значимо при оказании социальной помощи детям: реабилитация детей и подростков с ослабленными семейными связями должна сопровождаться реабилитацией их семей, восстановлением их способности быть естественной средой жизнеобитания ребенка.

3. Помощь заключается в осознании членами семьи проблем, нарушающих ее жизнедеятельность и понимании необходимости их решения, при этом  ответственность за решение проблем, ответственность за последствия поведения членов семьи, за результаты их деятельности не должны перекладываться на плечи специалиста. Однако, учитывая особенности асоциальной семьи, следует понимать, что ее члены, не всегда желают изменить свой образ жизни; поэтому специалист по социальной работе (или социальный педагог) должен действовать прежде всего в интересах ребенка и улучшать условия его жизни.

4. В работе с семьей не следует навязывать людям свое (личное) мнение о системе ценностей, так как представление специалиста может не совпадать с мировоззрением клиентов. Однако воспитательную работу с семьей, особенно с ее взрослыми членами, проводить необходимо.

Социальный патронаж и консультирование – как формы работы педагога социального с неблагополучной семьей

Методы социального патронажа

1. Социальный патронаж  —  одна из универсальных форм работы с семьей, представляющая собой оказание различной помощи на дому. В ходе патронажа можно осуществлять разные виды помощи — материальную, психологическую, образовательную и др.

Социальный патронаж — форма наиболее плотного взаимодействия с семьей, когда социальный педагог входит в курс всего происходящего в семье, оказывая влияние на суть событий. Срок социального патронажа всегда ограничен. В зависимости от конкретных условий он может продолжаться от 6 до 12 месяцев. Социальный педагог поддерживает доброжелательный контакт с ними и подключается к решению отдельных проблем этих семей.

1-й этап. Вхождение в семью. Создание и поддержание мотивации к выходу из кризиса.

Социальный педагог должен помочь сначала оформить имеющийся позитивный потенциал семьи в планы и намерения членов семьи, а затем способствовать воплощению этих планов и намерений в реальные действия, поступки, отслеживая последовательность целенаправленных действий по выходу из кризиса.

В основе мотивов к работе семьи с социальным педагогом лежат:

  • осознание семьей необходимости перемен; подчеркнутое внимание к семье со стороны социума;
  • выдвижение реально достижимых целей;
  • создание для членов семьи ситуации свободного выбора, в основе которого их позитивные намерения;
  • хороший контакт, доверие членов семьи социальному педагогу;
  • четкие представления о возможностях социального педагога и их границах, о способах и методах его работы;
  • необходимая своевременная и разносторонняя (информационная, организационная, материальная и моральная) поддержка социальным педагогом усилий членов семьи для достижения успеха;
  • реальные результаты первых совместно предпринятых шагов, первые ощутимые перемены к лучшему;
  • постепенное решение проблем.

Для поддержания мотивации необходимы также привлечение лиц, пользующихся особым доверием, значимых для членов семьи.

2-й  этап. Сбор информации о семье:

  • применение широкого диапазона методов сбора информации;
  • сбор информации на протяжении всего времени работы с семьей;
  • сбор информации, необходимой и достаточной для работы с семьей;
  • тщательный отбор объективной информации в местах пребывания членов семьи;
  • сопоставление информации из различных источников.

На основе информации он формирует отношения с семьей и планы совместной работы по выходу семьи из кризиса.

3-й этап. Анализ информации о семье.

Анализ информации о семье социальный педагог осуществляет с целью найти оптимальные подходы к решению проблем семьи и наиболее эффективные способы взаимодействия с ней. При этом он не только предоставляет имеющуюся у него информацию, но и постоянно черпает важную для него информацию о возможных теоретических и практических подходах к решению тех или иных проблем семьи.

4-й этап. Выведение семьи из социальной изоляции.

Содержание работы с семьей определяется имеющимися у нее проблемами. Социальный педагог организует сеть взаимодействия для решения проблем семьи из лиц, работающих в различных государственных и общественных организациях, связанных с семьей по долгу службы, и частных лиц, связанных с семьей эмоционально. Он координирует усилия различных организаций с тем, чтобы воздействие на семью было согласованным, своевременным, соответствовало потребностям ее развития. Социальный педагог оказывает семье информационную и организационную помощь.

Информационная помощь заключается в предоставлении сведений о режиме работы различных служб, о том, какие подборки документов необходимы для решения того или иного вопроса, об источниках интересующей информации.

Организационная помощь состоит в том, что социальный педагог инициирует рассмотрение проблемы семьи в различных комиссиях и организациях, предоставление различных видов помощи, организует членов семьи для планомерного поэтапного решения ее проблем.
5-й этап. Выход из семьи.

По окончании периода работы социальный педагог представляет информацию о проделанной работе. Рассматривается вопрос  о снятии семьи с учета и осуществлении за семьей посинтернатного сопровождения  на полгода. При этом социальный педагог продолжает сообщать семье необходимую информацию, приглашает на оздоровительные, культурные, развивающие мероприятия.

Социально-педагогическое консультирование представляет собой оказание социальным педагогом консультативной помощи при возникновении проблем, конфликтов во взаимоотношениях между взрослыми и детьми.

Предметом социально-педагогического консультирования являются:

  • в сфере жизнеобеспечения: трудоустройство, получение льгот, субсидий, материальной помощи и т.д.;
  • в сфере организации быта: организация уголка ребенка в квартире, привитие ребенку навыков гигиены, организация свободного времени и т.д.;
  • в сфере семейного здоровья: диагностика и профилактика заболеваемости, организация отдыха и оздоровления детей и т.д.;
  • в сфере духовного и морального здоровья внимание обращается на: традиции и устои семьи, расхождение ценностных ориентаций членов семьи и т.п.;
  • в сфере воспитания детей: решение проблем школьной дезадаптации, диагностика и коррекция отклонений в развитии и поведении детей, педагогическая несостоятельность и неинформированность родителей;
  • в сфере внутренних и внешних коммуникаций семьи: восстановление новых позитивных социальных связей, разрешение конфликтов, гармонизация детско-родительских и супружеских отношений.

Методы работы с неблагополучными семьями

Недостаточная информированность родителей о методах воспитании

Наблюдение и консультации учителя, психолога, социального педагога. Проведение семинаров, бесед на темы воспитания, просмотр видеофильмов, кинофильмов. Вовлечение детей в кружки, студии, центры дневного пребывания, секции.

Жестокое обращение с ребёнком

Наблюдения учителя, психолога школы, социального педагога. Консультации психолога, социального педагога, врача, юриста для родителей. Привлечение к занятиям в детско-родительской группе. Постановка на учет в ИДН, к наркологу, консультации врачей, юристов. Привлечение родителей к работе семинаров, беседы о воспитании в семье.

Семья алкоголиков (оба родителя)

Наблюдения и консультации психолога образовательного учреждения.Оказание психологической наркологической помощи семье или её отдельным членам. Дополнительные занятия с ребёнком. Вовлечение ребёнка в систему дополнительного образования (кружки, секции и т. д.)Консультация врача-психиатра, нарколога и т. д. Работа с родителями специалистов наркологической психиатрической помощи (по необходимости).

Семья в состоянии развода или после развода

Наблюдения и консультации психолога образовательного учреждения, социального педагога, учителя.-  Консультативная помощь психолога. Вовлечение ребёнка в кружки, секции, клубы, студии и т. д. Привлечение к деятельности группы родителей ребенка.- Помощь ребёнку со стороны его окружения. Привлечение родителей к семинарам по вопросам психологии детей, перенёсших травму.- Использование видеоматериалов для работы с родителями (последствия разводов).

Неполная семья

Привлечение полной семьи для работы с ребёнком и его семьей.- Привлечение ближайших родственников к воспитанию ребёнка.- Привлечение неполной семьи к занятиям детско-родительской группы.- Наблюдения и консультации психолога, социального педагога.- Активная деятельность классного руководителя или учителя по вовлечению ребёнка в систему дополнительного образования.-  - Обучение одного из родителей навыкам воспитания детей при отсутствии второго родителя.

Отчуждённость родителей из-за занятости

Сопровождение ребёнка социальным педагогом.- Наблюдение и консультация психолога образовательного учреждения.- Консультативная помощь психолога.- Привлечение ребёнка к занятиям в объединениях по интересам.-  Привлечение родителей к занятиям по психологии. 

Полная семья, один из родителей пьёт

Наблюдения и консультация психолога.-  Беседа психолога, социального педагога, врача с непьющим родителем.-  Вовлечение ребенка в систему дополнительного воспитания и образования.-  Дополнительная помощь в учёбе со стороны учителей.- Привлечение здорового члена семьи и ребёнка к занятиям детско-родительской группы.- Работа классного руководителя, воспитателя, психолога школы с пьющим родителем о необходимости лечения от алкогольной зависимости.- Индивидуальная работа социального педагога с каждым из родителей по изменению отношений в семье.- При асоциальном поведении ребенка (агрессивность, депрессивность, суицидальность и т. п.) обследование у детского психиатра

Направления и формы работы с неблагополучными семьями

1.Диагностика семейного неблагополучия.

наблюдения специалистов;
• анкетирование детей и родителей;
• тесты;
• интервью узких специалистов;
• мини-консилиумы;
• тренинги;
• анализ документов;
• анализ продуктов детского творчества;
• заявки семьи на оказание помощи;
• анализ состояния здоровья детей;
• анализ развития, успеваемости.

2 Индивидуальная помощь неблагополучной семье.

советы по преодолению сложных жизненных ситуации;
• консультации специалистов;
• семейная терапия;
• индивидуальные беседы;
• индивидуальный социальный патронат семей;
• психотерапия.
3.Групповая работа с родителями из неблагополучных семей.

тренинговые группы;
• консультирование;
• семейные вечера;
• родительские собрания.
4.Профилактика семейного неблагополучия.

родительский всеобуч;
• ознакомление с психолого-педагогической литературой;
• обобщение, обогащение и осмысление успешного воспитательного опыта родителей;
• семинары для учителей и родителей;
• лектории для подростков;
• устройство на работу;
• летний лагерь;
• дополнительные занятия в помощь ребенку в учебе.

Виды помощи семье, которую может оказать учреждение образования с целью ранней профилактики неблагополучия:

  • помощь в обеспечении повышения доходов семьи через предоставление бесплатного питания, определение детей в бесплатные лагеря на каникулах;
  • сбор денежных средств и вещей, оказание гуманитарной помощи;
  • оказание помощи в получении различных льгот и пособий, предоставление информации о них;
  • информирование о работе различных служб.
  • организация досуга детей, организация летнего отдыха;
  • правовое просвещение родителей, пропаганда здорового образа жизни;
  • помощь детям в преодолении затруднений в учебе (дополнительные занятия, индивидуальное обучение, определение в ГПД);
  • помощь в выборе образовательного пути;
  • обеспечение условий для получения детьми некоторых профессиональных навыков (определение в трудовые бригады, организация занятий педагогического класса, работа подростков в лагерях в качестве вожатых);
  • взаимодействие и контакт с учреждениями системы профилактики психолого-педагогическая помощь и образование родителей (педагогический всеобуч);
  • психологическая коррекция семейных отношений в процессе семейного консультирования;
  • организация благоприятной социальной среды в семьях;
  • обучение способам повышения самооценки;
  • консультации по вопросам профессиональной ориентации подростков;
  • предупреждение и разрешение конфликтных ситуаций в семье;
  • индивидуальное, групповое консультирование.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.