Новости проекта
Подписывайтесь на нас ВКонтакте!
Хаю-хай, с вами Schools.by!
Голосование
Как Вам новый сайт?
Всего 10 человек

Материалы и рекомендации для специалистов СППС по профилактике суицидального поведения несовершеннолетних

Дата: 19 октября 2017 в 10:48

Материалы и рекомендации для специалистов СППС по профилактике суицидального поведения несовершеннолетних 

(по итогам семинара практикума для педагогов социальных ««Признаки суицидального поведения детей.  Методы предупреждения суицидоопасного развития кризисных состояний несовершеннолетних»)

Буллинг является одним из мотиваторов суицидального поведения. Буллинг – это многократное негативное психологическое давление на человека в результате которого человек, на которого направлено негативное воздействие, начинает испытывать постоянный стресс.

         Человек, занимающийся буллингом, пытается доказать, что его жертва глупа и бесполезна для коллектива. Он может дойти до открытых унижений, обидных обвинений и оскорблений.

Буллинг – это социальное явление, которое помогает скрывать свою несостоятельность путем направления агрессии на другого человека. Страх показать собственную неполноценность. Нападающий пытается таким образом скрыть свои слабости

         Как-то так получилось, что у процесса, в который вовлечены миллионы детей и подростков (и, возможно, десятки миллионов взрослых), нет обобщающего русского названия. Поэтому психологи и педагоги стали пользоваться англоязычным термином «буллинг» (bullying), который как раз и означает всё вместе: моральное и физическое насилие, доминирование и принуждение, запугивание и вымогательство.

         Школьный буллинг отличается своей жестокостью и  непримиримостью, поэтому его стоит рассматривать отдельно. Все знают, что в любой школе, в любом классе есть дети, которые любят обижать, задирать, бить, обзывать других, отбирать у них деньги и вещи. Есть дети, которые чаще других становятся жертвами хулиганов, задир, обидчиков. И унижение, издевательства, травля, насилие в разных формах это повседневная, обыденная реальность для большинства школьников. Одни участвуют в этом процессе непосредственно, в качестве агрессора или жертвы. Другие — большинство — пассивно, как очевидцы и свидетели.

         Люди привыкли думать, что организаторами и исполнителями школьного насилия (булли) становятся физически сильные, но интеллектуально неразвитые дети из «неблагополучных» семей, пытающиеся таким образом компенсировать свою ущербность. На самом деле в этой группе могут оказаться вполне приличные детки вполне приличных родителей. Ущербность, конечно, имеет место быть, но другого, скорее нравственного порядка: готовность идти к цели по головам, неумение сопереживать и сочувствовать, искажённость моральных ориентиров, гипертрофированное стремление к лидерству и популярности.

Вожака всегда поддерживает группа последователей, состоящая из детей, которые не могут или боятся противостоять влиянию лидера, боятся сами оказаться на месте жертвы, пытаются стать частью большинства, привыкшие к насилию дома или просто развлекающиеся таким образом.

В роли жертвы может оказаться практически любой. Группа может затравить даже физически и интеллектуально сильного ребёнка. Но чаще всего, жертву выбирают из детей-изгоев и «не таких» как все. Критерий может быть почти любой, достаточно прицепить ярлык: тупой или сильно умный, наглый или тихоня, быдло или мажор, коротышка или дылда, не так разговаривает, не так одевается, ботан, рыжий, чурка…

         Сами дети часто скрывают, что их преследуют и травят одноклассники: обращайте внимание на тревожные «звоночки». Нужно безотлагательно выяснить, всё ли в порядке, если ребёнок:

Особенности поведения жертв буллинга

  • ищет предлоги, чтобы не идти в школу, притворяется больными
  • боится одни идти из школы и в школу, просит проводить на уроки, опаздывает
  • по дороге в школу и домой выбирает обходные маршруты
  • приходит домой с испорченной или грязной одеждой, порванными учебниками и тетрадями
  • отказывается выходить играть во двор
  • не встречается с одноклассниками, не приглашает их домой и не ходит в гости
  • стал получать низкие оценки, снижение качества учебы, потеря интереса к любимым занятиям
  • то и дело «теряет» вещи и карманные деньги, частые просьбы дать денег, воровство
  • молчаливость, нежелание идти на разговор, постоянно находится в подавленном настроении
  • часто приходит домой с синяками и ссадинами или другими травмами
  • стал замкнут или вспыльчив, срывает зло на младших братьях и сёстрах

Типы адаптации детей к психотравме

  • Активное сопротивление
  • Пассивное сопротивление
  • Отказ от сопротивления
  • Бегство от травли
  • Проблеино-усугубляющее поведение

         Можно было бы сказать, что школьные годы пройдут и детские обиды забудутся, но психологи доказали, что это совсем не так. Школьное насилие буквально ломает личность жертвы, а его последствия сказываются на жизни человека в течение десятилетий. Доказательство этого было получено группой учёных из Королевского колледжа в Лондоне. Были отобраны дети, которые подвергались насилию в 7, и 11-летнем возрасте. Затем замеры делались по достижении ими возраста 23, 33, 42, 45 и 50 лет. Цифры подтверждают, что жертвы частого или постоянного буллинга в школе, становясь взрослыми, существенно чаще:

  • жалуются на здоровье,
  • страдают от депрессии, нервных расстройств и склонны к суициду.
  • они менее успешны в профессиональной деятельности,
  • у них более низкий доход, выше риск остаться без работы.
  • они чаще ведут одинокий образ жизни, не имея семьи и друзей.

Иначе говоря, «детские обиды» оборачиваются вполне серьёзными взрослыми проблемами. Зная это, родителям и учителям стоит внимательнее следить за тем, чтобы дети не стали жертвой буллинга. 

Последствия буллинга для детей-жертв:

  • Защитное агрессивное поведение
  • Школьная дезадаптация
  • Нарушение в эмоциональном и социальном развитии
  • Тяжелые психологические последствия
  • Суицид

         Ничуть не лучше, если ребёнок сам участвует в насилии и тем более является заводилой. Большинство из таких детей растут одинокими, так как дружба, основанная на страхе, не бывает искренней и прочной. Сам школьный тиран почти всегда это чувствует и нередко страдает от этого.

Последствия опыта участия в буллинге для детей-буллеров

  • Трудности с успеваемостью в школе
  • Трудности с социализацией
  • Трудности самоопределения

Последствия буллинга для детей-зрителей

Буллинг провоцирует негативные черты людей, вызывая динамику самого низкого толка. Почему?

  • Буллинг заразен
  • В нем человек обнаруживает себя, вынужденный выбирать между силой и слабостью (жертвы часто выглядят смешно и жалко) не очень хочется ассоциироваться со слабым
  • Он быстро приводит к тому, что человек больше не чувствует личную ответственность, он провоцирует просто делать, как все
  • Страдание жертв повторяется снова и снова и чувство сострадания раз за разом притупляется

Факторы, способствующие буллингу в классе

  • Отсутствие контроля за поведением на переменах
  • Позиция безразличия в отношении насилия со стороны сверстников
  • Равнодушие, как установка со стороны педагогов

Подходы школ к решению буллинга

  • «невмешательский» подход
  • Подход «твердой руки»
  • «возмемся за руки» -- педагоги и школьные коллективы считают, что буллинг – это отвратительное зло и твердо, но не агрессивно выступают против него

Комплексная работа по профилактике буллинга в школах

  1. Признание проблемы
  • Были ли до сих пор проблемы в школе
  • Есть ли неприятности в настоящее время
  • Знаете ли вы кого-нибудь у кого есть неприятности
  • Если они в настоящее время не имеют лично каких-либо проблем, то испытывают ли страх за свою безопасность вообще
  1. Определение проблемы
  • Суть проблемы (проблем)
  • Серьезность проблемы
  • Частота проявления
  • Соответствующие примеры
  1. Выполнение программы
  • Создать атмосферу нетерпимости к любому акту насилия в школе
  • Улучшить наблюдение за холлами, гардеробом, столовыми и т.д.
  • Соответствующая воспитательная работа с классами в режиме свободных дискуссии
  • Создать группы поддержки для пострадавших и группы для работы с обидчиками

Советы:

  1. Нужно усвоить для себя, что травля — это травля, и ответствен за неё не ребёнок, каким бы «нестандартным» он ни был.
  2. Объяснить это ребёнку. Он должен знать, что его вины в том, что он стал жертвой буллинга нет. Проблема, вероятно, есть, но вины — нет и быть не может.
  3. Можно критиковать и корректировать поведение, но не личность
  4. Объясните это учителю. Если тот не понимает — директору. Обращайтесь к общественности. Лучше постараться найти взаимопонимание с педагогами, который в силу ряда причин не признают (или не хотят признавать) проблему в её истинном свете.
  5. Объясните это классу (лучше — через педагогов). Часто сами обидчики, особенно младшего возраста, не ведают, что творят. Взрослый должен сказать им, что это не дразнилки, не игра. То, чем они занимаются — травля, гадкое, недопустимое поведение. Вот только «давить на жалость» при это не в коем случае нельзя. Вопрос должен ставиться не в форме «Представляете, как ему плохо?», а только: «Как вам было бы на его месте? Что чувствовали бы вы?».
  6. Даже буллеры теряют интерес к насилию, если находят для себя в школе осмысленное и интересное дело, в котором проявляется их потенциал и может быть пережито чувство успеха
  7. Ответственность за качество отношении между ребенком и взрослым лежит на взрослом, а не на ребенке
  8. Если вы ничего не предпринимаете для решения проблемы, вы сами становитесь ее частью

Факторы, препятствующие возникновению суицидального поведения у подростков

         Антисуицидальные факторы личности — это сформированные положительные жизненные установки, жизненная позиция, комплекс личностных факторов и психологические особенности человека, а  также душевные переживания, препятствующие осуществлению  суицидальных намерений. К ним относятся:

—  эмоциональная привязанность к значимым родным и близким;

—  выраженное чувство долга, обязательность;

—  концентрация внимания на состоянии собственного здоровья, боязнь причинения себе физического ущерба;

—  учет общественного мнения и избегание осуждения со стороны окружающих, представления о позорности самоубийства и неприятие (осуждение) суицидальных моделей поведения;

—  убеждения о неиспользованных жизненных возможностях;

—  наличие жизненных, творческих, семейных и других планов, замыслов;

—  наличие духовных, нравственных и эстетических критериев в мышлении;

—  психологическая гибкость и адаптированность, умение компенсировать негативные личные переживания, использовать методы снятия психической напряженности.

—  наличие актуальных жизненных ценностей, целей;

—  проявление интереса к жизни;

—  привязанность к родственникам, близким людям, степень значимости отношений с ними;

—  уровень религиозности и боязнь греха самоубийства;

—  планирование своего ближайшего будущего и перспектив жизни;

—  негативная проекция своего внешнего вида после самоубийства.

Чем большим количеством антисуицидальных, жизнеутверждающих факторов  обладает человек, в частности подросток, чем сильнее его «психологическая защита» и внутренняя уверенность в себе, тем прочнее его антисуицидальный барьер.

Рекомендации по профилактике суицидального поведения:

• установите заботливые взаимоотношения с ребенком;

• будьте внимательным слушателем;

• будьте искренними в общении, спокойно и доходчиво спрашивайте о тревожащей ситуации;

• помогите определить источник психического дискомфорта;

• вселяйте надежду, что все проблемы можно решить конструктивно;

• помогите подростку осознать его личностные ресурсы;

• окажите поддержку в успешной реализации ребенка в настоящем и помогите определить перспективу на будущее;

• внимательно выслушайте подростка!

Уделяйте как можно больше внимания своим детям! Вам необходимо услышать то, что они хотят сказать, услышать их боль и отреагировать, мягко и доброжелательно показать выход. Человек с такой проблемой не видит адекватно свою ситуацию, реальность воспринимается им искаженно.

Рекомендации педагогу по предотвращению самоубийств

Если человек, на ваш взгляд, склонен к суициду или имел в прошлом попытки к самоубийству:

• Не отталкивайте его, если он решил разделить с вами свои проблемы, даже если вы потрясены сложившейся ситуацией. Помните, что подростки с суицидальными наклонностями редко обращаются за помощью к профессионалам.

• Доверьтесь своей интуиции, если вы чувствуете суицидальные наклонности в данном подростке. Не игнорируйте предупреждающие знаки.

• Не предлагайте того, чего не в состоянии гарантировать. Например, "Конечно, твоя семья тебе поможет".

• Дайте знать, что хотите ему помочь, но не видите необходимости в том, чтобы хранить все в секрете, если какая-то информация может повлиять на его безопасность.

• Сохраняйте спокойствие и не осуждайте, вне зависимости от того, что вы говорите.

• Говорите искренне. Постарайтесь определить, насколько серьезна угроза. Знайте, что вопросы о суицидальных мыслях не всегда приводят к попыткам покончить счеты с жизнью. На самом деле подросток может почувствовать облегчение от осознания проблемы.

• Постарайтесь узнать, есть у него план действий. Конкретный план - знак реальной опасности.

• Убедите подростка в том, что непременно есть такой человек, к которому можно обратиться за помощью.

• Не предлагайте упрощенных решений типа " Все что Вам сейчас необходимо, так это хорошо выспаться, на утро Вы почувствуете себя лучше".

• Покажите подростку, что хотите поговорить о чувствах, что не осуждаете его за эти чувства.

• Помогите подростку постичь, как управлять кризисной ситуацией и понять, что сильный стресс мешает полностью осознать ситуацию. Ненавязчиво посоветуйте найти некое решение.

• Помогите найти людей или места, которые могли бы снизить переживаемый стресс. При малейшей возможности действуйте так, чтобы несколько уменьшить давление.

• Помогите подростку понять, что присутствующее чувство опасности не будет длиться вечно.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.