Новости проекта
Система перешла на новый 2018/2019 учебный год
Конкурс продлен! Принимайте участие!
Большая конференция "Родительское собрание"
Голосование
Как Вам новый сайт?
Всего 11 человек

Материалы и рекомендации для специалистов СППС по профилактике суицидального поведения несовершеннолетних   2017 год

Дата: 19 октября 2017 в 11:28

Материалы и рекомендации для специалистов СППС по профилактике суицидального поведения несовершеннолетних

  2017 год

( по итогам проведения семинара – практикума для специалистов СППС «Создание комфортных условий для становления личности несовершеннолетнего»)

Работа с детьми, находящимися в сложной жизненной ситуации, в учреждениях образования ведется согласно алгоритму организации специализированной помощи детям и учащейся молодежи, находящимся в сложных жизненных ситуациях, осуществляемый учреждениями образования (приложение к приказу управления здравоохранения и управления образования Гродненского облисполкома  от 28.09.2015г. № 850/317).

Основными направлениями деятельности учреждений образования по выявлению несовершеннолетних, находящихся в сложной жизненной ситуации являются:

  • изучение положения несовершеннолетнего в семье и выполнение родителями (законными представителями) своих обязанностей по воспитанию, содержанию и защите прав и законных интересов детей;
  • своевременное выявление обучающихся, находящихся в сложных жизненных ситуациях, по характерным поведенческим признакам и внешнему виду;
  • организация и проведение психологической диагностики  и психосоциального анкетирования обучающихся по выявлению неблагополучия, аддикции несовершеннолетних;
  • проведение социального расследования по информации, полученной из различных источников, о неблагополучии ребенка (по мере необходимости).

Алгоритм действий при выявленном неблагополучии:

1. В случаях, когда несовершеннолетний находится в обстановке, представляющей угрозу жизни или здоровью (в состоянии алкогольного, наркотического опьянения, имеет явные намерения суицидального поведения), незамедлительно предпринимать меры к оказанию неотложной медицинской помощи, информировать органы внутренних дел, родителей либо законных представителей.

2.  При непосредственной угрозе жизни ребенка в семье учреждения образования, здравоохранения информируют орган опеки и попечительства по месту жительства ребенка о необходимости незамедлительного отобрания его у родителей (одного из них) или других лиц, на попечении которых он находится, о ребенке в возрасте от 0 до 3-х лет – дополнительно информируется социально-педагогический центр.

3. Педагогические работники незамедлительно информируют администрацию учреждения образования о несовершеннолетних:

склонных к употреблению алкоголя, наркотических и психотропных веществ (на основании  психосоциального анкетирования);

  замеченных в употреблении алкоголя, наркотических и психотропных веществ;

склонных к суицидальному поведению;

подвергшихся половому насилию, жестокому обращению;

замеченных в период ранней беременности.

4. Администрация учреждения образования информирует о несовершеннолетних указанных в пункте 3 алгоритма:

родителей (законных представителей);

при необходимости, территориальное учреждение здравоохранения;

органы внутренних дел;

отделы образования, спорта и туризма районных исполнительных комитетов;

управление образования Гродненского областного исполнительного комитета.

5. О несовершеннолетних, самовольно ушедших из мест проживания, учреждения образования незамедлительно информируют органы внутренних дел.

6. С несовершеннолетним, находящимся в сложной жизненной ситуации и нуждающимся в коррекции психологического неблагополучия, органами и учреждениями образования и здравоохранения проводятся следующие мероприятия:

   -в течение двух недель специалисты социально-педагогической и психологической службы совместно с педагогами учреждения образования осуществляют визит в семью несовершеннолетнего, составляют акт обследования жилищно-бытовых условий с оценкой безопасности проживания ребенка в семье;

  - педагогом–психологом проводится оценка суицидального риска с помощью методик «Шкала оценки риска суицида» (Раттерсон), «Опросник САН», «Шкала безнадежности» (Бек). Результаты диагностики, свидетельствующие о риске суицидального поведения, доводятся до сведения родителей, родителям выдается направление на консультацию у врача–психиатра или врача-нарколога (Форма направления приведена в рекомендациях к проведению психосоциального анкетирования);

  - в случае необходимости привлечения специалиста учреждения здравоохранения (врача-психотерапевта, нарколога) к работе с несовершеннолетним в учреждении образования издается приказ о создании мультидисциплинарной бригады, действие которой регламентировано Положением о мультидисциплинарной бригаде (Мультидисциплинарная бригода создается приказом руководителя учреждения образования, в состав бригады входит не менее трех специалистов: педагог-психолог, педагог социальный, классный руководитель, специалист медицинского учреждения, результаты деятельности мультидисциплинарной бригады рассматриваются  1 раз в квартал на заседаниях Совета по профилактике);

   - учреждение образования разрабатывает план помощи несовершеннолетнему, оказавшемуся в сложной жизненной ситуации, с указанием сроков исполнения мероприятий и назначением ответственных должностных лиц по вопросам компетенций, который утверждается руководителем учреждения образования; (план разрабатывается на 6 месяцев);

-специалист учреждения здравоохранения на основании представленной информации о психологическом неблагополучии несовершеннолетнего определяет степень его выраженности, принимает решение о дальнейшем сопровождении ребенка и (или) рекомендует его родителям (законным представителям) необходимость оказания специализированной медицинской помощи.

   Учреждение образования:

  - организует совместную системную социально-педагогическую, психолого-педагогическую, правовую помощь несовершеннолетним, находящимся в сложной жизненной ситуации, при взаимодействии с заинтересованными ведомствами и организациями;

  - контролирует и анализирует эффективность работы по организации помощи детям и учащейся молодежи, находящимся в сложных жизненных ситуациях;

  - осуществляет индивидуально-профилактическую работу с семьей ребенка;

- производит оценку результатов деятельности работы по оказанию специализированной помощи несовершеннолетнему, находящемуся в сложной жизненной ситуации посредством составления аналитического отчета о результатах выполнения плана помощи несовершеннолетнему, который  рассматривается ежеквартально на заседаниях совета учреждения образования по профилактике правонарушений и безнадзорности среди несовершеннолетних или мультидисциплинарной бригады,  вынесения решения по результатам рассмотрения деятельности мультидисциплинарной бригады о продолжении работы с ребенком (дальнейшей коррекции и реализации индивидуального психолого-педагогического плана помощи в отношении несовершеннолетнего, находящегося в сложной жизненной ситуации, социального патронажа семьи (не реже одного раза в шесть месяцев), либо  об окончании работы с ребенком.

Ежемесячно в СПЦ подается банк данных детей, требующих повышенного психолого-педагогического внимания. В банк данных включаются  несовершеннолетние:

склонные к употреблению алкоголя, наркотических и психотропных веществ (на основании  психосоциального анкетирования);

  замеченные в употреблении алкоголя, наркотических и психотропных веществ;

склонные к суицидальному поведению;

подвергшиеся половому насилию, жестокому обращению;

замеченные в период ранней беременности.

Работа СППС по созданию комфортных условий для несовершеннолетних в рамках организации образовательно-воспитательного процесса

            Система работы СППС по созданию комфортных условий в школе является профилактикой суицидального поведения среди несовершеннолетних.

Психологический комфорт в школе  – важное условие эффективности обучения и воспитания. Психологический комфорт - условия жизни, при которых ребенок чувствует себя спокойно, нет необходимости защищаться. Психологическая комфортность необходима не только для развития ребенка и усвоения им знаний, но и для физического здоровья детей. Психологический комфорт является источником внутренних сил ребёнка, рождает энергию для преодоления трудностей, желания учиться и сохраняет здоровье, является профилактикой суицидов.

Комфортность пребывания в учреждении образования зависит от атмосферы (или климата) в детском саду или школе и определяется:

  • отношением к учебе, успешностью обучения.
  • отношениями между педагогом и детьми;
  • участием во внеурочной деятельности.

         Потребность комфортности школьной среды связана с тем, что в настоящее время большое количество школьников испытывает переменное дискомфортное состояние, затрудняющее выполнение школьных требований, испытывающих трудности в общении с педагогами и сверстниками. Решение этой проблемы и состоит в ощущении школьниками комфорта во время учебно-воспитательного процесса. Принцип психологической комфортности является структурной составляющей комфортности в целом (к интеллектуальной и физической).

         Психологическая комфортность необходима не только для развития ребенка и усвоения им знаний. От этого зависит физическое состояние детей. Адаптация к конкретным условиям, к конкретной образовательной и социальной среде, создание атмосферы доброжелательности позволяют снять напряженность и неврозы, разрушающие здоровье детей.
         Задача службы СППС организовать определенную систему мер по созданию психологического комфорта и тем самым психологической безопасности, укреплению психологического здоровья в школе. Такую систему мер я вам напомню.
         Очевидно, что психологическая безопасность – важнейшее условие полноценного развития ребенка, сохранения и укрепления его психологического здоровья. Психологическое здоровье, в свою очередь, - основа жизнеспособности ребенка, которому в процессе детства и отрочества приходится решать отнюдь непростые задачи своей жизни: овладевать собственным телом и собственным поведением, учиться жить, работать, учиться и нести ответственность за себя и других, осваивать систему научных знаний и социальных навыков, развивать свои способности и строить образ «Я». Это означает, что современная школа должна всерьез и по-настоящему становится не только местом, где детей учат, но и пространством их полноценного взросления, питательной средой становления успешных, счастливых и здоровых людей. Это возможно только в атмосфере душевного комфорта и благоприятного социально-психологического климата в образовательном учреждении.
         Естественно, существуют различные ситуации, мешающие психологическому комфорту. У учащихся такими «мешающими» факторами являются: неуверенность в себе, повышенная утомляемость, замедленность темпа деятельности, повышенная потребность во внимании, повышенная двигательная активность, трудности в переключении с одной деятельности на другую. У учителей факторами возникновения дискомфорта выступают: физическая и психологическая напряженность труда, постоянное оценивание со стороны различных людей, высокий уровень ответственности, тенденция агрессивного отношения со стороны родителей и учащихся, разные стили управления педагогическими кадрами. 
Вообще говоря, разбирая потенциальные «критические точки», можно выделить несколько групп факторов, составляющих окружение школьника. Это:
- психолого-педагогические факторы (личность учителя, сложность учебной программы, возможности ребенка усвоить эту программу);
- социальные (статус в классе, отношения с другими учениками вне класса и т.д.);
- физические (школьное пространство, включая обстановку, освещенность, режим дня, качество питания и т.д.)

         Формы работы службы СППС, направленные на создание комфортной психологической среды школы: 

  • Большие психологические игры для педагогов и учащихся разного возраста 
    • Психологические акции 
    • Психологический КВН 
    • Коммуникативные игры
    • Неделя психологии

• Тематические дни 
• Тематические классные часы 
• Коллективные творческие дела 
• Конкурсы, викторины 
• Выпуск тематических стенгазет, информационных листов 
• Психологические пятиминутки 
• Фотовыставки, видеопрезентации. 
         Педагог-психолог проводит:  
•Адаптационные занятия для первоклашек, учащихся пятого и десятого классов. 
•Коррекционно-развивающие занятия по программе «Я – первоклассник!» 
•Коррекционно-развивающие занятия с учащимися испытывающими трудности в обучении
•Коррекционно-развивающие занятия по профилактике тревожности и агрессивности с подростками 
•Работа с детьми «группы риска» (коррекционные занятия, занятия с элементами тренинга, арт-терапевтические методы, игры и упражнение на напряжение/расслабение и т.д.) 
• Активные методы психологической разгрузки для активных детей, которым бывает очень трудно высиживать до конца все уроки (подвижные развивающие игры; упражнения на звукоподражание; комплекс упражнений на напряжение/расслабление; танцевальная терапия и т.п.). Цель: помочь «выплеснуть» накопившуюся за время сидения энергию, скорректировать негативное мотивационное отношение к работе на последних уроках.
• Профориентационная работа со старшеклассниками (например, цикл занятий «Как спокойно и успешно сдать экзамены», занятия с элементами тренинга «Профилактика экзаменационной тревожности», упражнения на расслабление и т.д.) 
 

В работе с родителями имеет место быть следующее: 
•Тематические и индивидуальные консультации по проблемам воспитания ребенка, если проблема доведена до конфликтной ситуации, или родители пытаются уйти от решения трудной ситуации. 
•Занятия с элементами тренинга 
•Круглые столы 
•Беседы и лекции 
•Выпуск информационных листовок и брошюр 
•Неделя самопознания для родителей 
•Родительские собрания 

         Одним из важных составляющих психологического комфорта является профессиональное здоровье учителя. Оно включает в себя, помимо профессиональной пригодности, и физическое и психическое здоровье, которое находится в сфере ответственности самого человека. Тем не менее, современная статистика такова: учительство как профессиональная группа отличается крайне низкими их показателями. По данным многих исследований, даже у молодых учителей частыми являются болезни сердечно - сосудистой системы, язвенные заболевания желудочно-кишечного тракта, нервные истощения, неврозы. Для учителей со стажем работы 15–20 лет характерны педагогические кризы, истощение, профессиональное выгорание, о котором в последнее время много говорят и пишут. Все это свидетельствует о том, что учителям необходима профессиональная психологическая помощь. 
В работе с педагогами используются следующие формы работы: 

•Педконсилиумы 
•Семинары-тренинги 
•Семинары-практикумы 
•Беседы и лекции 
•Выпуск информационных листов и брошюр 
•Занятия для предотвращения синдрома эмоционального выгорания 
•Игры и упражнения. 
        

         Межличностные отношения в классном коллективе являются одним  из факторов создания комфортных условий для ребёнка в школе. В любом коллективе складываются два типа отношений: деловые и межличностные. Деловые взаимоотношения возникают автоматически с момента организации коллектива. Межличностные отношения (симпатии, неприязнь, безразличие) складываются стихийно. Деловые и личные взаимоотношения влияют друг на друга. Причем межличностные отношения оказывают более сильное влияние на деловые, чем наоборот. Если в классе сложились негативные взаимоотношения между детьми, то вряд ли в нем можно успешно решать учебно–воспитательные задачи.

Негативные межличностные отношения в классе имеют еще одно следствие. При таких отношениях в коллективе всегда найдутся дети, оказавшиеся в изолированном положении, в позиции отчуждения. Не найдя удовлетворения своей потребности в общении в коллективе сверстников – наиболее оптимальной для развития ребенка среде, они будут искать друзей за пределами классных и школьных коллективов. Как правило, они их находят. И, как правило, это будут разновозрастные группы молодежи с асоциальной, а то и антисоциальной направленностью поведения. В такой группе мотивация поведения ребенка и само его поведение быстро меняется к худшему. Благополучный в целом ребенок становится социокультурно и педагогически запущенным.

У каждого школьника есть потребность, необходимость в общении со сверстниками.

Трагедия изоляции в классном коллективе – трагедия любого школьника. Именно потребность в общении становится ведущей, а поиски задушевного друга – смыслом жизни. Отсутствие такого друга и плохие взаимоотношения с одноклассниками становятся для школьника непереносимыми. В этом причина почти всех срывов и депрессий.

Конечно, так бывает не всегда. Бывает так, что недостаточность общения с одноклассниками компенсируется общением со сверстниками в спортивной секции, на кружках, в группе танцев. Однако это случается сравнительно редко. В основном дети хотят дружить с одноклассниками.

Поэтому педагогам необходимо так организовать отношения в коллективе класса, чтобы у каждого был хотя бы один друг (степень дружбы определят сами дети), а с остальными одноклассниками этого каждого связывали отношения доверия, уважения, если не симпатии. Симпатия может возникнуть при длительном общении, даже если сначала дети отнесутся друг к другу неприязненно.

Принято выделять две основные структуры отношений в коллективе:

Формальную (официальную) и неформальную  (неофициальную). Формальная структура представляет собой соотношение позиций членов группы друг относительно друга, заданное извне, не зависящее от членов данной конкретной группы и примерно одинаковое для всех групп этого типа. Так, например, элементом формальной структуры в школьном классе может быть позиция старосты, какие-то другие должности, которые в конкретной школе или классе придуманы для организации обучения или для внеклассных дел.

Неформальная структура — это стихийно возникающая в процессе жизнедеятельности группы система отношений ее членов друг к другу. Неформальная структура может быть чисто эмоциональной, т. е. отражать, кто кому в группе симпатичен, а кто кому не нравится. В основе неформальной структуры могут лежать и другие критерии (например, отношение к общему делу или какие-то другие важные для группы моменты). Существенно то, что неформальная структура всегда является результатом взаимодействия конкретных людей, включенных в определенный коллектив.

Формальная и неформальная структуры, как правило, не совпадают. Если в группах взрослых людей обе эти структуры отношений обычно в приблизительно равной степени значимы, то в детских коллективах неформальные связи почти всегда важнее для ребят. В школьном классе формальная структура почти отсутствует, зато неформальные отношения играют очень большую роль.

Социальный педагог должен обладать элементарными знаниями о возрастных особенностях школьника, о проявлениях школьной дезадаптации (неприсобленность к предметной стороне учебной деятельности, неспособность произвольно управлять своим поведением, принять темп школьной жизни, фобия школы). Свои знания он должен уметь использовать в работе с классным руководителем (провести социометрию в классе, обучить молодых педагогов или оказать им помощь). При составлении социального паспорта школы обращать внимание на такие показатели, как состав семьи (неполная), уровень доходов (малообеспеченная), в случае необходимости уделить этому ребёнку больше внимания.

Поведение детей на разных возрастных этапах.

Критерии хорошего и плохого поведения меняются по мере развития ребенка, так как постепенно увеличивается детская способность к управлению собственным поведением. Так, например, годовалый кроха, который роняет ложку с едой на пол, не балуется, но если по-прежнему делает это в четыре года, то это уже, скорее всего, специально.

Ведущий вид деятельности

Межличностные отношения

Работа педагогов СППС

Младший школьник

От 7 до 10 лет

Учебная деятельность

Результативность учения определяется активностью самого учащегося как субъекта учебной деятельности, что в первую очередь связано с его направленностью на процесс познания. Школьная направленность включает как познавательные, так и социальные мотивы учения.

Межличностные отношения строятся на эмоциональной основе, мальчики и девочки представляют, как правило, две независимые подструктуры. К концу начального обучения непосредственные эмоциональные связи и взаимоотношения начинают подкрепляться нравственной оценкой каждого из ребят, глубже осознаются те или иные качества личности.

Задача педагогов обеспечить благоприятное вхождение ребенка в школьную жизнь, помочь ему освоить позицию школьника, способствовать формированию положительных отношений в классном коллективе.

Средний школьный возраст, подросток 10(11) – 14(15) лет

Интимно-личностное общение со сверстниками

Общая мотивация подростка смещается на общение. Здесь возникают конфликты, происходит переоценка ценностей, удовлетворяется потребность в признании и стремление к самоутверждению Сверстники рассматриваются как источник безопасности и поддержки.

В работе с родителями и педагогами СППС должны обратить внимание на формирование у них отношения к подросткам как самоценным личностям, имеющим ограничения и ресурсы для своего развития. Необходимо повысить в глазах взрослых ценность общения с детьми и показать, как важно проявлять искренний интерес к потребностям ребенка и его интересам. В том случае, если взрослые проявляют враждебность или недружелюбие по отношению к подростку, важно научить ребенка системе защит, противодействующих разрушительному влиянию взрослого. Подросткам часто необходимо помочь в понимании взрослых, в адаптации к их требованиям. Дети не всегда могут осознать глубинные причины конфликтов, которые кроются в объективных различиях поколений.

Старший школьник (ранняя юность) 14(15) –16(17) лет

Профессионально-учебная деятельность

Освоение профессиональных знаний, умений

Меняется отношение к своей личности. Юноша осознает себя неповторимой, не похожей на других личностью, с собственным миром чувств, мыслей и переживаний, с собственными взглядами и оценками.

Значительное место имеют чувства, связанные с интимной сферой человеческих отношений. Юношеская сексуальность ориентирована на любовь, верность и партнерство.

Работа педагогов должна быть прежде всего направлена на оказание поддержки в том, чтобы юноша осознал себя субъектом самоопределения, был способен принять ответственность за свои действия.

Для выявления взаимоотношений в классе применяется простое наблюдение за детьми, при проведении какого–нибудь мероприятия, на уроке, во внеурочное время, а также различного рода диагностики.

Диагностика межличностных отношений в классе – это общая  социально-психологическая характеристика класса как целого, а также анализ положения каждого ребенка в системе отношений в классе.

1.Социометрия

Каждый член группы обладает определенным местом в системе отношений членов сообщества друг с другом. Эта позиция может быть названа социально-психологическим статусом. Статус любого человека в коллективе имеет свои специфические параметры, однако все многообразие оттенков отношений между членами группы можно свести к четырем наиболее существенным позициям: «звезды», «предпочитаемые» (или популярные), «отвергаемые» и «изолированные».         

«Звезды» — ребята, пользующиеся максимальной популярностью среди своих одноклассников, все хотели бы с ними дружить, входить в круг общения этих учеников.

Предпочитаемые — такие члены класса, которые обладают достаточно широким кругом связей со своими одноклассниками.

Отвергаемые — ученики, с которыми подавляющее большинство ребят в классе не хотят иметь дела, но сами они стремятся к общению с одноклассниками.

И, наконец, изолированные — те ребята, которые сами не проявляют инициативы в общении с одноклассниками, и те, в свою очередь, не имеют выраженного к ним отношения.

Для оценки положения ребенка в классе, как правило, вполне достаточно бывает отнести его к одной из выделенных четырех категорий. Если ученик обладает статусом «звезды» или предпочитаемого в классе, то можно быть уверенным, что особых проблем с одноклассниками у него нет. В случае, если ребенок отвергается сверстниками, то наверняка испытывает серьезные проблемы в общении, переживает конфликты с товарищами, что неизбежно сказывается на его психическом состоянии. Статус изолированного может весьма по-разному переживаться ребенком, однако мы можем с высокой долей вероятности предположить наличие каких-либо психологических сложностей у этого ученика.

Для определения статусной структуры школьного класса часто используют СОЦИОМЕТРИЧЕСКУЮ МЕТОДИКУ. Есть много разнообразных пособий по социометрии, где можно познакомиться с подробностями ее проведения и обработки результатов.

Что собой представляет социометрическая методика? Это один или несколько вопросов, в которых ребенка прямо спрашивают — с кем из одноклассников он хотел бы выполнять какую-либо работу, заниматься каким-то делом, иметь какие-то отношения. Ответом на этот вопрос являются фамилии одноклассников. Например: «Напиши, пожалуйста, с кем из одноклассников ты хотел бы сидеть за одной партой?» или «С кем из одноклассников ты пошел бы в трудный поход?».

Диагностика индивидуальных свойств, влияющих на межличностные отношения:

2.Ориентационная анкета Басса. 

Анкета позволяет выявить направленность личности по трем важным критериям: направленность на себя, направленность на общение, направленность на дело.

1) Направленность на себя — ориентация на прямое вознаграждение и  удовлетворение безотносительно работы и сотрудников, агрессивность в достижении статуса, властность, склонность к соперничеству, раздражительность, тревожность, интроверовертированность.

2) Направленность на общение — стремление при любых условиях поддерживать отношения с людьми, ориентация на совместную деятельность, но часто в ущерб выполнению конкретных заданий или оказанию искренней помощи людям, ориентация на социальное одобрение, зависимость от группы, потребность в привязанности и эмоциональных отношениях с людьми.

3) Направленность на дело — заинтересованность в решении деловых проблем, выполнение работы как можно лучше, ориентация на деловое сотрудничество, способность отстаивать в интересах дела собственное мнение, которое полезно для достижения общей цели.

Работа методики: Анкета состоит из 27 пунктов-суждений, по каждому из которых возможны три варианта ответов, соответствующие трем видам направленности личности. Респондент должен выбрать один ответ, который в наибольшей степени выражает его мнение или соответствует реальности, и еще один, который, наоборот, наиболее далек от его мнения, или же наименее соответствует реальности.

Ответ "наиболее" получает 2 балла, "наименее" — 0, оставшийся невыбранным — 1 балл. Баллы, набранные по всем 27 пунктам, суммируются для каждого вида направленности отдельно.

3.Опросник Лири (стр.263) позволяет выявить преобладающий тип отношений к людям в самооценке и взаимооценке по 8 базисным качествам. С помощью этого опросника можно определить, как и в чем нарушаются отношения в коллективе или в семье, и затем использовать полученные результаты  для психологической коррекции.

Опросник включает 128 утверждений (характерологических свойств), которые группируются в 8 "типов отношений", связанных с различными личностными чертами.

Типы отношения к окружающим:

I. Авторитарный

II. Эгоистичный

III. Агрессивный

IV. Подозрительный

V. Подчиняемый

VI. Зависимый

VII. Дружелюбный

VIII. Альтруистический

3.Тест описания поведения К.Томаса. (стр.270)

Психология межличностных конфликтов. Опросник предназначен для изучения поведения школьников юношеского возраста и взрослых. Позволяет выявить наиболее предпочитаемые формы социального поведения индивида в ситуации конфликта, а также определить тенденции его взаимоотношений в сложных условиях. В конфликтной ситуации, согласно Томасу, выделяют два основных стиля поведения:

1) Кооперация, которая возможна только при внимательном отношении человека к интересам других людей, находящихся в конфликте.

2) Напористость, когда, прежде всего, защищаются свои интересы.

Способы реагирования в конфликте:

1) Соревнование (соперничество) — неэффективный, однако часто применяемый стиль поведения в конфликтах, это выражается в стремлении добиться своих интересов, не принимая во внимание интересы других.

2) Приспособление — пренебрежение собственными интересами ради других.

3) Компромисс — соглашение между конфликтующими сторонами, которое достигается путем взаимных уступок.

4) Избегание — уклонение, как от кооперации, так и пренебрежение собственными интересами.

5) Сотрудничество — альтернативное решение конфликта, которое полностью удовлетворяет интересы конфликтующих сторон.

Работа теста:  Опросник включает 30 пар утверждений, и в каждой паре испытуемый отмечает те, которые ближе его стилю поведения. Оценки суммируются по каждому из факторов и сравниваются между собой для выявления наиболее предпочитаемой формы социального поведения испытуемого в ситуации конфликта, тенденции его взаимоотношений в сложных условиях.

Полученные результаты показывают возможности человека к проявлению соответствующих форм поведения в конфликтных ситуациях.

Согласно К. Томасу:

-в случае избегания конфликта, ни одна из сторон не достигнет успеха;

-в случаях соперничества, приспособления и компромисса, кто-то выигрывает, кто-то проигрывает, или обе стороны проигрывают, потому что идут на компромисс;

-только в ситуации сотрудничества обе стороны оказываются в выигрыше.

Перейдем от проблемы индивидуального статуса ребенка в классе к описанию социально-психологической структуры группы в целом. Естественно, что видов структур также может быть великое множество. Рассмотрим основные примеры неблагополучных взаимоотношений в классе.

Первый вариант представляет собой случай отсутствия структуры совсем. Т.е. групповой уровень отношений практически не сформирован. В лучшем случае ребята разбиваются на пары, ощущение класса как чего-то целостного отсутствует и у самих школьников, и у преподавателей, работающих с ними.

Второй вариант — складывающаяся структура. В классе существует группировка, в которую входит небольшое число ребят, а остальные одноклассники существуют сами по себе. Наиболее неблагоприятный случай, если данная группировка противопоставляет себя всему остальному классу. Если же отношения нейтральны и носят скорее позитивный характер, то есть высокая вероятность, что действительно речь идет о начальном этапе развития класса как психологической общности, об общих закономерностях которого мы будем говорить ниже.

Третий тип возможной структуры школьного класса — наличие в классе двух или более конкурирующих группировок ребят. Такая ситуация в классе является результатом определенного развития отношений, изменение которых весьма проблематично. Каждая из сложившихся группировок уже прошла свой путь психологического развития, и критерий сплочения в одной подгруппе отличается от тех факторов, которые сыграли группообразующую роль для других ребят. Наличие же таких группировок приводит к атмосфере враждебности и конкуренции в классе.

Приведенные примеры структур отношений в классе не требуют специальных приемов диагностики. Они достаточно очевидны для внешнего наблюдателя (которым является учитель). Сложнее понять, что выступило причиной того, что сложилась структура определенного типа, какой вид деятельности выполнил функцию группообразования для каждой из группировок. Но для ответа на эти вопросы, к сожалению, не существует формализованных методических процедур. Необходимо анализировать весь процесс динамики отношений в классе.

Создание комфортных условий, хорошего социально-психологического климата требует понимания психологии школьников, их эмоционального состояния, настроения, душевных переживаний, волнений, отношений друг с другом.

   По наблюдениям за  учениками класса можно определить, что некоторые ученики не всегда чувствуют себя комфортно (в силу возраста, характера) и необходимо их включение в «жизнь  класса» для проявления способностей детей, избавления от замкнутости, стеснительности. Благоприятный психологический климат способствует и лучшему усвоению учебного материала школьником и полноценному развитию его личности, является важным компонентом педагогической работы, поскольку психологически здоровые, творческие, уверенные в своих силах люди представляют особую ценность для современного общества.

 Нездоровый психологический климат тормозит развитие детского коллектива и личности в нём, так как связан с преобладанием отрицательных эмоций. Перегрузка учащихся учебным материалом, классов – учащимися, учителей – работой и дополнительными нагрузками – все это порождает напряженность и способствует возникновению конфликтов.

Знание о способах формирования психологического климата и управления коллективом является необходимым для учителя. Именно ему наиболее подвластны механизмы управления данным явлениям, а, следовательно, именно на него ложится весь груз ответственности за качество психологического климата.

Существует не менее важная сторона жизнедеятельности класса, его психологического климата, которая почти целиком определяются руководителем - умение учителя правильно строить свои взаимоотношения с учащимися. Для этого:

- необходимо учитывать индивидуальные особенности школьника (вспыльчивость, молчаливость, обидчивость, замкнутость), его состояние в данный момент, его отношение к вам.

- нужно уметь выслушать учащегося, особенно в минуты напряженного, нервного состояния, возникшего в результате каких-либо неприятностей, недоразумения. Сохраняйте «секреты», доверительная беседа требует осторожности, деликатности.

- относитесь уважительно к мнению других людей. Не исключайте возможности того, что вы можете ошибаться, старайтесь убеждать, не спешите использовать административные права.

- старайтесь сказать об учащемся доброе слово, если он того заслуживает. Одобрение действует сильнее, чем порицание. Учтите, что захваливание одних и тех же людей, противопоставление их успехов недостаткам других способствует плохому отношению к ним всего класса.

- критика по форме и содержанию  должна исходить из уважительного отношения к людям. Старайтесь отчитывать наедине, выслушайте смягчающие обстоятельства, говорите конкретно о случае плохого поведения. К провинившемуся относитесь справедливо, уважая его человеческое достоинство. Будьте сдержаны, не переходите на крик и злость, старайтесь не угрожать, применять строгие меры. Покажите провинившемуся, что вы верите в него. Все это помогает создавать положительный психологический климат в коллективе.

Упражнения, игры, которые можно предложить ребятам:

Игра «Браво!»

Цель: сплочение группы.

Дети, в чей адрес раздаются аплодисменты, получают точно такое же наслаждение от игры, как и те, кто им рукоплещет. В результате в классе создается атмосфера взаимного принятия и хорошего настроения.

Инструкция. Кто из вас бывал в театре или цирке и воочию видел, как публика восторженно рукоплещет артистам в конце представления? Кто из вас, хотя бы в своих мечтах, хотел оказаться на сцене и заслужить восторженные аплодисменты зрительного зала? Я считаю, что время от времени каждый из нас заслуживает аплодисментов.

(Поставьте стул в центр класса и попросите всех плотно окружить его со всех сторон.)

Кто из вас хочет первым встать на этот пьедестал и насладиться громом наших аплодисментов?

В первый раз помогите классу рукоплескать изо всех сил. Когда дети увидят, как аплодисменты приятны стоящему на стуле ученику, они будут хлопать еще сильнее.

Анализ упражнения

• Понравилось ли тебе получать аплодисменты?

• Получаешь ли ты когда-нибудь незаслуженные аплодисменты?

• Тебе понравилось хлопать в ладоши?

• Как ты показываешь окружающим, что восхищаешься ими, что они тебе нравятся?

• Хочешь ли ты, чтобы в классе тебе время от времени дарили признание и аплодисменты?

Как добиться успеха?

Игра «Хвасталки»

Цель: преодоление застенчивости.

Время от времени имеет смысл хвалиться перед самим собой своими успехами. Это позволяет людям вести позитивные внутренние монологи, особенно в сложных ситуациях. Эта игра позволяет детям преодолеть свою застенчивость. Кроме того, мы можем показать им, как это приятно — радоваться успехам других.

Инструкция. Сядьте все в один круг. Сейчас мы начнем рассказывать друг другу о своих успехах. Каждый должен это сделать. Ничего, что это будет немного похоже на хвастовство. Жизнь так разнообразна, что в ней всегда найдется место успеху. Чем больше людей достигают успеха, тем лучше для каждого из нас и тем легче каждому из нас добиться и своего успеха.

Сейчас я расскажу, как будет происходить наша игра. Каждый думает о каком-нибудь своем достижении. При этом не имеет значения, большое это достижение или маленькое. Главное, чтобы оно было важным для вас самих. Я начну игру, подойду к кому-нибудь из вас и расскажу ему об одном из своих успехов. Я постараюсь показать, насколько меня порадовало это достижение. Ученик, которому я расскажу об успехе, скажет: «Я рад за тебя».

Потом я сяду на свое место, а этот ученик подойдет к следующему и расскажет ему о своем успехе. Тот, в свою очередь, тоже скажет: «Я рад за тебя». И продолжит эту игру дальше.

Вы поняли, как играть?

Очень важно, что ребенок рассказывает о своих достижениях не всей группе, а конкретному человеку, ведь для этого требуется гораздо больше мужества.

Анализ упражнения

• Понравилась ли тебе эта игра?

• Легко ли тебе было говорить о своих успехах?

• Узнал ли ты что-то новое о ком-нибудь из ребят?

• Легко ли тебе было радоваться вместе с другими детьми?

Игра «Друг к дружке!»

Цель: взаимодействие детей друг с другом.

Упражнение дает возможность установить контакт, а также является быстрой освежающей разминкой во время перемены или отдыха.

Инструкция. Сейчас вы будете играть в одну очень интересную игру, во время которой все нужно делать очень-очень быстро. Вы покажете мне, насколько внимательно вы меня слушаете и насколько быстро можете сделать то, что я буду вам говорить. Сейчас у вас ровно 5 секунд, чтобы выбрать себе партнера и быстро-быстро пожать ему руку... А теперь я буду говорить, какими частями тела надо очень быстро «поздороваться» друг с другом:

— Правая рука к правой руке!

— Нос к носу!

— Спина к спине!

Ну что ж, это вы смогли сделать быстро. А теперь запомните, пожалуйста, следующее. Каждый раз, когда я крикну «Друг к дружке!», вам нужно быстро-быстро найти себе нового партнера и пожать ему руку. А после этого я снова буду называть части тела, которыми вы должны будете дотронуться друг до друга. Итак:

• Друг к дружке!

• Ухо к уху!

• Бедро к бедру!

• Пятка к пятке!

Пусть дети поменяют пять или шесть партнеров. Всякий раз называйте новые части тела, посредством которых дети должны вступать в контакт друг с другом.

Анализ упражнения

• Понравилась ли тебе игра?

• Легко ли тебе было действовать столь быстро?

Упражнения на поднятие самооценки:

Цель: повысить собственную значимость ребёнка в глазах сверстников.

«За что меня любит мама»

Инструкция. Дети садятся в круг и по очереди рассказывают, за что их любит мама. Затем один из учащихся (желающий) повторяет, что сказал каждый ребёнок. При затруднении ребята могут ему помочь

Анализ упражнения

• Было ли приятно от того, что сказанные ими фразы запомнили остальные участники?

• Вывод: необходимо внимательно слушать окружающих, относиться к ним участливо.

«Я - лев»

Инструкция. Дети закрывают глаза и изображают себя львами. В это время ведущий говорит: «Лев – царь зверей. Он сильный, уверенный в себе, красивый». После этих слов дети открывают глаза, по очереди представляются от имени льва (например: Я – лев Андрей) и уверенным шагом проходят по комнате.

 «Комплименты»

Инструкция. Дети становятся в круг, берутся за руки. Каждый ребёнок по очереди говорит: «Мне нравится в тебе …» Тот, кто принимает комплимент, кивает головой и отвечает: «Спасибо, мне очень приятно».

Анализ упражнения

• Что вы чувствовали, когда слышали приятные слова в свой адрес?

• Понравилось ли вам делать комплименты?

Работа СППС по профилактике суицидов среди несовереннолетних.

         Основные задачи профилактики суицидов, суицидальных попыток и вовлечения детей и подростков в активные деструктивные сообщества, игры, имеющие суицидальный контент:

содействовать гармонизации социально-психологического климата в учреждении образования;

изучить особенности психолого-педагогического статуса обучающихся, с последующим выявлением молодых людей, нуждающихся в незамедлительной помощи;

повысить компетентность педагогов и родителей (законных представителей) в области профилактики суицидоопасного поведения, безопасного использования Интернет ресурсов, рисков и угроз, связанных с использованием Интернета;

оказать своевременную, эффективную индивидуально-ориентированную социально-педагогическую поддержку и психологическую помощь обучающимся, имеющим трудности в социализации, в общении со сверстниками, конфликтные взаимоотношения с родителями и т.д., обратив особое внимание на учащихся, имеющих статус изолированных в классе (группе).

Основные направления деятельности субъектов образовательных отношений учреждений образования по профилактике суицидоопасного поведения и вовлечения учащихся в активные деструктивные сообщества и игры:

I. Создание эффективной системы взаимодействия педагогических работников (классных руководителей, кураторов, мастеров, учителей предметников, специалистов СППС) с сотрудниками органов внутренних дел и специалистами организаций здравоохранения.

II. Своевременное выявление учащихся с изменениями психоэмоционального состояния, склонных к суицидоопасному поведению.

III. Коррекционно-развивающая работа.

IV. Повышение компетентности законных представителей и педагогов в области профилактики суицидоопасного поведения и безопасного использования Интернет ресурсов, рисков и угроз, связанных с использованием Интернета.

V. Передача сведений о несовершеннолетних, совершивших суицид, парасуицид (согласно приложения №5 к инструктивно-методическому птсьму «Особенности организации воспитательной и идеологической работы в учреждениях общего среднего образования в 2017/2018 учебном году»).

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.