Новости проекта
Конкурс продлен! Принимайте участие!
Отвечаем на ваши вопросы!
Домашнее задание на контроле!
Важные моменты в Инструктивно-методическом письме
Голосование
Как Вам новый сайт?
Всего 12 человек

Психолого-педагогическая помощь ребенку в стрессовой ситуации.

Дата: 12 октября 2017 в 16:55

Психолого-педагогическая помощь ребенку в стрессовой ситуации.

Предлагаются апробированные на практике упражнения, направленные на оказание психолого-педагогической помощи детям, оказавшимся в  стрессовой ситуации.

Ключевые слова: стресс, личностный ресурс, эмоциональное состояние

Негативные жизненные события рассматриваются как происшествия, нарушающие нормальное течение жизни и являющиеся причиной физических и психологических страданий. Стресс, так же как и кризисная или травматическая ситуации причиняют сильные физические и душевные страдания, разрушают устои привычного мира.

Несовершеннолетний, пройдя процедуру изъятия из семьи и попадая в детский социальный приют, испытывает стресс, который отрицательно сказывается на его дальнейшем развитии. Ребенок испытывает негативные переживания: ощущение утраты близких, чувство стыда, вины, обиды, ощущение предательства и несправедливости. Для преодоления стрессовой ситуаций ребенку необходимы ресурсы, в первую очередь – психологические, как внутренние источники.

Помощь педагога-психолога является примером подобного ресурса, который нацелен на создание благоприятных условий для восстановления и реабилитации несовершеннолетнего. Одним из эффективных инструментов, который используется в работе со стрессом, являются метафорические карты.

Упражнение «Рост после разрушения».

Цель: выявление процесса «личностного роста, являющегося следствием травмы».

Перетасовать колоду и, не открывая карты, разделить ее на четыре стопки. Затем просим вспомнить какой-нибудь неприятный момент из жизни, предлагая открывать верхнюю карту каждой из стопок, относясь к картам каждой стопки, как отвечающим на следующие вопросы:

Первая стопка – Что ты потерял в этой ситуации?

Вторая стопка – Чем ты был готов пожертвовать?

Третья стопка – Что ты приобрел в результате данного события?

Четвертая стопка – Что бы ты хотел приобрести в результате пережитого?

Примечание: если одной карты из какой-либо стопки не достаточно для ответа на поставленный вопрос, или какая-нибудь карта не соответствует переживаниям ребенка, то он может по своему усмотрению открывать дополнительные карты из соответствующей стопки.

Рефлексия упражнения: какие открытия ты сделал в ходе упражнения?

[1, c.]

Упражнение «Работа с животным-помощником».

Цель: осознание своих сильных сторон личности как ресурса для преодоления трудных жизненных ситуаций.

  1. Предлагается выбрать, представить или вылепить из пластилина любое животное и  максимально узнать об этом животном (какое оно, что оно чувствует, какие у него друзья, проблемы и т.д.).
  2. Определить сильные стороны этого животного и дать возможность несовершеннолетнему сравнить животное с собой. Чем они похожи? Несовершеннолетний должен осознать, что это животное является для него его внутренним помощником, который будет рядом в любой трудной ситуации.

Примечание: в  конце необходимо спросить, желает ли ребенок забрать созданное им животное с собой.

Рефлексия упражнения: что нового ребенок узнал о себе в ходе выполнения упражнения, будет ли он использовать эти знания?

Упражнение «Работа с отрицательными эмоциями».

Цель: преодоление непродуктивных эмоциональных состояний (обида, чувство стыда, зависть и пр.), разрешение лежащих в их основе внутренних противоречий.

  1. Выбрать ситуацию, которая вызывает сильный эмоциональный дискомфорт, сосредоточиться на ней и затем выбрать две карты (фигурки): 1 – карту (фигурку), которая в данный момент наиболее приятна и 2 - в данный момент наиболее неприятна.
  2. Выбранные карты (фигурки) предлагается расположить на бумаге (песочном столе) так, как подсказывает интуиция.
  3. На листе бумаги (песочном столе) выполнить вокруг каждой карты изображение, которое наиболее соответствует её сущности, позволяющее "распаковать" её содержание.
  • Какие чувства вызывает каждое животное?
  • Каков характер, возраст животного?
  • О чём животное мечтает?
  • Что изображено вокруг каждого животного?
  • Какова роль каждого животного?
  • Если рассматривать картину как целое, каким может быть взаимодействие животных, их роль в общем образе?
  • Хочется ли внести какие либо изменения в общий рисунок (передвинуть карты, фигурки животных, доработать изображение)?
  1. Если ребенок изъявил желание изменить рисунок, нужно предложить ему это сделать. После внесённых изменений выяснить, что изображено, какие вызывает чувства, какие произошли изменения с животными.
  2. данную технику можно выполнять как с помощью листа бумаги, так и с использованием светового песочного стола. В то же время преимуществом песочного стола является лёгкость внесения корректив в рисунок.

В процессе прохождения данной техники у ребенка, как правило, происходит изменение чувств к «негативной» карте на более положительные, что также отражается и на отношение к выбранной  ситуации.

У ребят постарше больше ресурсов, чтобы справиться со сложной жизненной  ситуацией: они могут поговорить с психологом, воспитателем,  другими специалистами,  родными. А малыши просто видят, что мамы рядом нет, и переживают стрессовую ситуацию острее. Для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста лучше подходит работа с песком. Рисование песком позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей,  и дает возможность спокойной эмоциональной разгрузки, выражений через песочный рисунок, снятие эмоционального напряжения через ощущение тактильных прикосновений к песку,  дополненное расслабляющими мелодиями, позволяет достичь душевного спокойствия, снять нервное напряжение. Приятный на ощупь песок, дает возможность расслабиться, снять стресс. Рисуем песком, кидая его на святящийся стол или наоборот сметая пальцами – всей ладонью,  оставляя следы на песочном холсте.

Упражнение «Песочный круг».

Упражнение способствует снятию стресса и проработке неотреагированных эмоций. Ребёнок на песке рисует любыми способами круг и украшает его различными предметами: камешками, семенами, пуговицами, монетами, бусинами. Ребёнок может дать название своему «песочному кругу». Те же манипуляции он производит с отпечатками своих ладоней, при этом может сочинить историю о каждом пальчике: «Кем он был раньше, кто он сейчас, кем он будет в будущем».

(http://xfresh.info/samorazvitie/114-igry-na-peske-pesochnaya-terapiya)

В работе с детьми  применяются  раскраски - антистресс.  Детям со сниженной активностью предпочтительнее давать возможность  раскрашивать красками, гуашью, цветными мелками, что позволяет легким нажимом изобразить яркие сочные цвета. Также ко всем возрастам несовершеннолетних можно применять дыхательную релаксацию.

Техника «Раздувания краски».

Нанесите на лист бумаги акварельную краску с большим количеством воды, используйте различные сочетания цветов, в самом конце работы раздуйте через тонкую трубочку цветовые пятна, образуя капельки, разбрызгивания и смешения цветов в причудливые каракули и кляксы.

Упражнение «Качели».

Лечь на пол, ноги сгибаем в коленях и обхватываем их руками, округлив спину и приподняв голову или приблизив её к груди. Теперь раскачиваемся сначала вперёд и назад, а потом из одной стороны в другую. Качаться так минуту или две.

Техника «Медленное дыхание».

На четыре счёта сделайте вдох, далее на четыре счёта задержите дыхание. Теперь на четыре счёта выдохните и снова задержите дыхание, тоже на четыре счёта. Дышим таким образом в течение 5 минут, после которых незаметно наступает расслабление.

Для того чтобы ребенок продолжал жить свободно, необходимо помочь ему проработать травматическое переживание, принять его как часть жизни, чтобы воспоминание стало всего лишь фактом и не вызывало ощущения эмоциональной вовлеченности.

Литература.

  1. Метафорические ассоциативные карты в работе психолога/ Горобченко А.Е., Евменчик М.С.// Псіхалогія. –  2010 – №1
  2.  Чудеса на песке. Песочная игротерапия/ Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д.//  «Речь», –  СПб., 2010

Методы арт-терапии в преодолении последствий травматического стресса/ Копытин А.И.//

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.