Новости проекта
Подписывайтесь на нас ВКонтакте!
Хаю-хай, с вами Schools.by!
Голосование
Как Вам новый сайт?
Всего 10 человек

Работа СППС по созданию комфортных условий для несовершеннолетних в рамках организации учебно-воспитательного процесса

Дата: 2 октября 2017 в 11:19, Обновлено 2 октября 2017 в 11:30

 26.09.2017 для специалистов СППС прошел семинар -практикум в рамках месячника по профилактике суицидов.

Специалистам СППС и всем заинтересованным предлагаем основные моменты, на которые в работе с детьми необходимо обратить внимание:

Психологический комфорт в школе  – важное условие эффективности обучения и воспитания, при которых ребенок чувствует себя спокойно, ему нет необходимости защищаться. Психологическая комфортность необходима не только для развития ребенка и усвоения им знаний. Психологический комфорт является источником внутренних сил ребёнка, рождает энергию для преодоления трудностей, желания учиться, является профилактикой суицидов.

Психологическая комфортность необходима для здоровья детей. Адаптация к конкретным условиям, к конкретной образовательной и социальной среде, создание атмосферы доброжелательности позволяют снять напряженность и неврозы, разрушающие здоровье детей.
         Комфортность пребывания в учреждении образования зависит от атмосферы в школе и определяется:

  • отношением к учебе, успешностью обучения.
  • отношениями между педагогом и детьми;
  • участием во внеурочной деятельности.

            Потребность комфортности школьной среды связана с тем, что в настоящее время большое количество школьников, испытывающих трудности в общении с педагогами и сверстниками, учебе, ощущают переменное дискомфортное состояние, затрудняющее выполнение школьных требований. Решение этой проблемы и состоит в создании и поддержании психологического комфорта во время учебно-воспитательного процесса. Принцип психологической комфортности является структурной составляющей комфортности в целом (наряду с интеллектуальной и физической).

         Задача службы СППС  осуществить систему мер по созданию психологического комфорта, укреплению психологического здоровья в школе, и тем самым создание психологической безопасности. Такую систему мер я вам напомню.
         Педагог-психолог и педагог социальный проводят:  
•сопровождение первоклассников, пятиклассников и учащихся десятого класса в период адаптации, 
•Коррекционно-развивающие занятия по программе «Я – первоклассник!»  (пятиклассник).
•Коррекционно-развивающие занятия с учащимися испытывающими трудности в обучении.
•Коррекционно-развивающие занятия по профилактике тревожности и агрессивности с подростками. 
•Работа с детьми «группы риска», подучетных категорий.
• Профориентационная работа со старшеклассниками (например, цикл занятий «Как спокойно и успешно сдать экзамены», занятия с элементами тренинга «Профилактика экзаменационной тревожности», упражнения на расслабление и т.д.) 
• Активные методы психологической разгрузки для активных детей, которым бывает очень трудно высиживать до конца все уроки (подвижные развивающие игры; упражнения на звукоподражание; комплекс упражнений на напряжение/расслабление; танцевальная терапия и т.п.). С целью оказания помощи «выплеснуть» накопившуюся за время сидения энергию, скорректировать негативное мотивационное отношение к работе на последних уроках.
         Формы работы службы СППС, направленные на создание комфортной психологической среды школы: 
• Большие психологические игры для педагогов и учащихся разного возраста 
• Психологические акции 
• Психологический КВН 
• Коммуникативные игры
• Неделя психологии

• Тематические дни 
• Тематические классные часы 
• Коллективные творческие дела 
• Конкурсы, викторины 
• Выпуск тематических стенгазет, информационных листов 
• Психологические пятиминутки 
• Фотовыставки, видеопрезентации. 

         Особое место отводится работе с родителями:  
•Тематические и индивидуальные консультации по проблемам воспитания ребенка, если проблема доведена до конфликтной ситуации, или родители пытаются уйти от решения трудной ситуации, групповые консультации в кризисные возрастные периоды.
•Занятия с элементами тренинга 
•Круглые столы 
•Беседы и лекции 
•Выпуск информационных листовок и брошюр 
•Неделя самопознания для родителей 
•Родительские собрания 
         Одним из важных составляющих психологического комфорта является профессиональное здоровье учителя. Оно включает в себя, помимо профессиональной пригодности, и физическое и психическое здоровье, которое находится в сфере ответственности самого человека. Тем не менее, современная статистика такова: учительство как профессиональная группа отличается крайне низкими их показателями. По данным многих исследований, даже у молодых учителей частыми являются болезни сердечно - сосудистой системы, язвенные заболевания желудочно-кишечного тракта, нервные истощения, неврозы. Для учителей со стажем работы 15–20 лет характерны педагогические кризы, истощение, профессиональное выгорание, о котором в последнее время много говорят и пишут. У учителей факторами возникновения дискомфорта выступают:

  • физическая и психологическая напряженность труда,
  • постоянное оценивание со стороны различных людей,
  • высокий уровень ответственности,
  • тенденция агрессивного отношения со стороны родителей и учащихся,
  • разные стили управления педагогическими кадрами. 

Все это свидетельствует о том, что учителям необходима профессиональная психологическая помощь. 
         В работе с педагогами можно использовать следующие формы работы: 
•Педконсилиумы 
•Семинары-тренинги 
•Семинары-практикумы 
•Беседы и лекции 
•Выпуск информационных листов и брошюр 
•Занятия для предотвращения синдрома эмоционального выгорания 
•Игры и упражнения. 
         Естественно, существуют различные ситуации, мешающие психологическому комфорту. У учащихся такими «мешающими» факторами являются: неуверенность в себе, повышенная утомляемость, замедленность темпа деятельности, повышенная потребность во внимании, повышенная двигательная

активность, трудности в переключении с одной деятельности на другую.

Система работы СППС по созданию комфортных условий в школе, учет новобразований в каждом возрастном периоде является профилактикой суицидального поведения среди несовершеннолетних.

         Создавая комфортные условия в школе и осуществляя психопрофилактику суицида, мы должны знать, что в каждом возрастном периоде у детей появляются психологические новообразования, сензитивные к психологическому воздействию. В связи с этим необходимо осуществлять непрерывную психопрофилактику, с самого первого класса, учитывая основные виды деятельности учащихся во все школьные психологические периоды:

Класс

Основные виды деятельности с учащимися

На что обратить внимание

1 – 4

Ста новление и развитие самооценки учащихся.

В 9 лет, как правило, проявляется интерес к смерти.

Занятия по формированию адекватной самооценки (в этом возрасте она слегка завышена).
Надо обратить внимание на то, что рискованные поступки могут совершаться из-за интереса к смерти, наблюдать за детьми, у которых проявляется склонность к риску.

5

Адаптация к среднему звену, активизация интереса к коллективной деятельности.

Развитие эмоциональной сферы: настойчивость, целеустремленность, самостоятельность.

Эффективным будет проведение групповых занятий, мероприятий по адаптации к обучению на второй ступени

Обращаем внимание на детей, которые испытывают чувство неловкости и скованности, боязливости и решительности. Коррекция детской застенчивости

6

Активизация интереса к эмоционально-волевой сфере человеческой жизни

Развитие и коррекция эмоционально-волевой сферы при проявлениях обидчивости, раздражительности, конфликтности, смене настроения.

Рефлексия понятий «герой, героизм, патриот», чтобы правильно понимали и не совершали «героических» поступков

7

Резкое падение самооценки;

недовольство собой, повышение агрессивности, тревожности, ранимости, неадекватности реагирования в общении

Возможны нарушения в эмоциональной сфере: неуверенность в себе, увеличение тревожности, проблемы во взаимодействии с о сверстниками и взрослыми, эмоциональное напряжение, нежелание что-либо делать, увеличение импульсивности.

реализация потребности в эмоциональной поддержке со стороны взрослых (семьи, педагогов)

Развитие навыков общения, формирование навыков саморегуляции,

8

Незначительно снижение тревожности и агрессивности сочетается с нестабильной самооценкой;
Активизация сферы профессиональных интересов

Развитие навыков общения; формирование навыков саморегуляции;

исследование сферы профессиональных интересов

9

Активизация сферы профессиональных интересов;

рост потребностей в психологических знаниях о себе;

поиск целей и смысла жизни; просыпается конфликт «отцов и детей»

Психологическая, педагогическая подготовка учащихся к профильному выбору;
 

с учетом психологических знаний о себе Обучение построению жизненных перспектив и планов

работа с родителями по принятию взросления ребенка, работа с детьми по умению считаться с мнение других

10-11

Профессиональное самоопределение. Раздумья о любви, о семейных отношениях
Юношеский максимализм, идеализм, высокий уровень критики жизненного устройства, радикальность мнений и поступков
Появление собственной внутренней философии, отношения к жизни и ее смыслу

16-18 лет - стабилизация эмоционального состояния, самостоятельность, целеустремленность, выдержка, решительность, настойчивость, хорошая концентрация, умение выходить из сложных ситуация

Нетрадиционные педагогические и психологические приемы обучения, общения, воспитания.
Готовность педагога помочь найти ответ на вопросы, которые ставят перед ним учащиеся

Коррекция при несформированности

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.