Новости проекта
Подписывайтесь на нас ВКонтакте!
Хаю-хай, с вами Schools.by!
Голосование
Как Вам новый сайт?
Всего 10 человек

Результаты оценки степени неблагополучия семьи и социально опасного положения ребенка (метод.рекомендации по результатам семинара-практикума)

Дата: 10 октября 2017 в 10:46

Комплексная оценка неблагополучия семьи и  положения несовершеннолетнего

Степень неблагополучия

семьи

Описание ситуации

1. Социально-демографические характеристики семьи

1.1. Отсутствие постоянной (временной) регистрации и постоянного жилья

1.2. Деформация состава семьи

1.3. Лишение родительских прав в прошлом

1.4. Влияние религиозных факторов на условия жизни ребенка

Вывод

2. Социально экономические условия жизнедеятельности семьи

2.1. Недостаток финансовых, материальных средств для содержания  и воспитания ребенка

2.2. Нерациональное  использование имеющихся материальных средств,

 в т.ч. пособия на ребенка. Наличие долгов

Вывод:

3. Бытовые условия жизнедеятельности семьи

3.1. Нарушение безопасности  бытовых условий жизнедеятельности

3.2. Необеспеченность ребенка (детей) качественным питанием

3.3. Необеспеченность ребенка (детей) необходимой мебелью для занятий, сна и питания

3.4. Необеспеченность ребенка сезонной одеждой, школьными принадлежностями

Вывод:  

4. Медико-санитарные условия жизнедеятельности семьи

4.1.Неудовлетворительное санитарно-гигиеническое состояние жилища в целом, а  также места   проживания ребенка

4.2.Состояние здоровья ребенка, обеспечение медицинск. и  профилакт. осмотров и ухода

4.3. Состояние здоровья родителей

Вывод: 

5. Педагогическая компетентность родителей

5.1. Степень адекватности и системности в воспитательных действиях родителей

5.2. Степень контроля за успеваемостью, посещением учреждения общего, дошкольного и дополнительного образования, досуговой деятельностью ребенка

5.3. Степень взаимодействия родителей с учреждением образования

Вывод:

6. Жестокое обращение и насилие по отношению

к несовершеннолетнему  в семье, злоупотребление родительскими правами

6.1. Физическое и эмоциональное насилие по отношению к несовершеннолетнему

6.2. Сексуальное насилие над ребенком

Вывод:  

7. Психологические состояния и эмоциональные отношения родителей и ребенка

7.1. Отсутствие эмоциональной близости, привязанности родителей и детей

7.2. Нарушение коммуникации и наличие конфликтов в семье

7.3. Негативные эмоциональные состояния и агрессивное (в том числе аутоагрессивное) поведение несовершеннолетнего

Вывод:

8. Девиантное поведение родителей и несовершеннолетнего

8.1. Асоциальное поведение  родителей

8.2. Асоциальное поведение несовершеннолетнего

8.3. Употребление алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ родителями

8.4. Употребление алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ несовершеннолетним

Вывод:

9. Нарушение социальных связей несовершеннолетнего

9.1. нарушение социальных связей семьи

9.2. Асоциальные связи   несовершеннолетнего

Вывод:

      

Примерная комплексная оценка

неблагополучия семьи и  положения несовершеннолетнего Екатерины К.

1. Социально-демографические характеристики семьи

Степень

неблагополучия семьи

Описание ситуации

1.1. Отсутствие постоянной (временной) регистрации и постоянного жилья

низкая

Регистрация постоянная. Семья проживает совместно с дедушкой

1.2. Деформация состава семьи

Семья неполная, многодетная. Мать не проживает с семьей,  не выполняет свои обязанности,  не выплачивает алименты

1.3. Лишение родительских прав в прошлом

низкая

В опыте родителей  не ставился вопрос о лишении родительских прав

1.4. Влияние религиозных факторов на условия жизни ребенка

низкая

нет

Вывод:  провести совместно с юристами работу по выяснению обстоятельств связанных со статусом матери: родительские права, выплата алиментов

2. Социально экономические условия жизнедеятельности

2.1. Недостаток финансовых, материальных средств для содержания  и воспитания ребенка

низкая

Семья обеспечивает несовершеннолетних только самым необходимым. Дополнительных средств удовлетворения потребностей детей не имеет

2.2. Нерациональное  использование имеющихся материальных средств,

 в т.ч. пособия на ребенка. Наличие долгов.

низкая

Долгов нет. Имеются материальные трудности, которые отец преодолевает с помощью дополнительных заработков

Вывод: Финансовые трудности временные, инициировать сбор отцом необходимых документов за обращением на получение государственной адресной социальной помощи (пособием по малообеспеченности)

3. Бытовые условия жизнедеятельности

3.1. Нарушение безопасности  бытовых условий жизнедеятельности

низкая

Длительное отсутствие ремонта жилища. Не выполняются полностью санитарно-гигиенические требования

3.2. Необеспеченность детей качественным питанием

средняя

Дети обеспечены горячим питанием дома. Продукты питания имеются в ограниченном объеме, питание однообразное. Запас продуктов не обеспечивает потребности в полноценном систематическом питании

3.3. Необеспеченность ребенка необходимой мебелью для занятий, сна и питания

низкая

Мебель, постельные принадлежности имеются. Есть место для занятий, игр

3.4. Необеспеченность ребенка сезонной одеждой, школьными принадлежностями

средняя

Одежда, обувь школьные принадлежности имеются в недостаточном объеме. Дети одеты неопрятно

Вывод: требуется помощь по обучению Екатерины  уходу за собой, своей одеждой, жильем. Обратиться в социальные службы за помощью по обеспечению одеждой

4. Медико-санитарные условия жизнедеятельности

4.1.Неудовлетворительное санитарно-гигиеническое состояние жилища в целом, а  также места   проживания ребенка

средняя

 Уборка жилого помещения проводится нерегулярно и некачественно, низкое качество мытья окон, пола, посуды, одежды. Постельное белье имеет антисанитарный вид. Жилое помещение захламлено

4.2.Состояние здоровья ребенка, обеспечение медицинских профилактические осмотров и ухода

низкая

Состояние здоровья детей в целом удовлетворительное. Можно  отметить случаи несвоевременного обращения за медицинской помощью, когда в этом была острая необходимость. Прививки сделаны, профосмотр проведен 21.09.2012

4.3. Состояние здоровья родителей

низкая

Состояние здоровье отца удовлетворительное

Вывод:  педагогу социальному, классному руководителю периодически необходимо при посещении семьи инициировать меры по уборке жилища Екатериной К.

5. Педагогическая компетентность родителей

5.1. Неадекватность и отсутствие системности в воспитательных действиях родителей

средняя

Отец практически не занимается воспитанием ребенка. Контроль за жизнью Екатерины отсутствует. Поступки Екатерины оценивает неверно. Не учитывает возрастные потребности ребенка. Режим дня у Екатерины отсутствует.

5.2. Отсутствие контроля за успеваемостью, посещением учреждения общего, дошкольного и дополнительного образования, досуговой деятельностью ребенка

средняя

Екатерина не пропускает занятия в школе, посещает группу продленного дня. Самостоятельно с домашними заданиями не справляется. Успеваемость 3-6 баллов. Свободное время ребенка вне школы не организовано. Отец не контролирует  успеваемость   и учебу Екатерины

5.3. Отсутствие взаимодействия родителей с учреждением образования

средняя

Отец  не посещает родительские собрания,  не интересуется учебой и поведением ребенка

Вывод: существует угроза  нормального развития ребенка. Необходимо обеспечить Екатерине посещение учреждений дополнительного образования и контроль за этим со стороны педагога социального. Помочь отцу составить режим дня ребенка и соблюдать  его. Организовать помощь в усвоении школьной программы  со стороны учителя, педагога-психолога. Организовать консультацию педагога-дефектолога

6. Жестокое обращение и насилие по отношению

к несовершеннолетнему  в семье, злоупотребление родительскими правами

6.1. Физическое и эмоциональное насилие по отношению к несовершеннолетнему

средняя

Отец использует авторитарный стиль воспитания по отношению к детям.  Может применять физическое наказание без тяжелых физических последствий, оскорбляет, унижает, запугивает ребенка. Обвиняет ее в том, что она плохая помощница, т.е. предъявляет несоответствующие возрасту требования. Екатерина иногда боится идти домой

6.2. Сексуальное насилие над ребенком

низкая

Нет

Вывод:   существует угроза эмоциональному и личностному развитию ребенка. Необходимо организовать отцу встречу с представителями правоохранительных органов с целью информирования об ответственности за жестокое обращение с ребенком. Мотивировать отца  на изменение стиля родительского взаимодействия, привлекать отца к просветительским мероприятиям по выбору эффективного стиля взаимодействия с детьми

7. Психологические состояния и эмоциональные отношения родителей и ребенка

7.1. Отсутствие эмоциональной близости, привязанности родителей и детей

средняя

Отец  не обращает внимания на эмоциональное состояние детей, не знает их интересы, не переживает за них, не  защищает и не хвалит,  может угрожать наказанием, бывает груб, несправедлив. Потребности детей в принятии, эмоциональном тепле, понимании, любви не  удовлетворены

7.2. Нарушение коммуникации и наличие конфликтов в семье

средняя

Семейные конфликты случаются. Частота конфликтов средняя

7.3. Негативные эмоциональные состояния и агрессивное (в том числе аутоагрессивное) поведение несовершеннолетнего

средняя

Для Екатерины  характерны частые перепады настроения, плаксивость, повышенный уровень тревожности и напряжения, заниженная самооценка. Екатерина употребляет нецензурные выражения, проявляет агрессию  в классе, может конфликтовать с учителем

Вывод: педагогу-психологу включить Екатерину в индивидуальную  и групповую коррекционную работу по личностному развитию, снятию тревожности, развитию эмоциональной сферы.  Мотивировать отца на работу с психологом.

8. Девиантное поведение родителей и несовершеннолетнего

8.1. Асоциальное поведение  родителей

средняя

У матери, которая не живет с семьей, зафиксированы в протоколах административные нарушения - употребление спиртных напитков

8.2. Асоциальное поведение несовершеннолетнего

средняя

Екатерина не  нарушает внутреннего распорядка учреждения, однако может не выполнять требования педагогов, быть агрессивной.

8.3. Употребление алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ родителями

низкая

Отец  замечен не был в употреблении наркотических веществ. Алкоголем не злоупотребляет

8.4. Употребление алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ несовершеннолетним

низкая

В употреблении алкоголя, наркотиков и иных психоактивных веществ Екатерина замечена не была

Вывод: Необходимости в специальных корректирующих действиях нет

9. Нарушение социальных связей несовершеннолетнего

9.1. Нарушение социальных связей семьи

низкая

У семьи  узкий круг друзей и родственников. Возможности получения помощи  со стороны родственников и друзей ограничены. Семья испытывает трудности в организации присмотра за детьми, иной родственной помощи и поддержки.

Семья не имеет родственной поддержки, позитивного соседского общения. Дружеские связи у отца либо отсутствуют, либо носят асоциальный характер.

9.2. Асоциальные связи   несовершеннолетнего

низкая

отсутствуют

Вывод: поставить Екатерину К. на учет как несовершеннолетнего, находящегося в социально опасном положении; специалистам СППС провести запланированные выше мероприятия;

Специалисты описывают ситуацию по каждому показателю с учетом  степени угрозы, опираясь на критерии и показатели. При  изучении  конкретной   семьи  приведенные  описания показателей  целесообразно применять как ориентир для определения степени угрозы и использовать имеющиеся описания показателей в полном или сокращенном объеме,  добавляя собственные описания на основе наблюдения за данной семьей. При заполнении Таблицы 2. не всегда требуется заполнение всех разделов. Например, при описании положения ребенка дошкольного возраста в графе показателя 9.2. «Асоциальное поведение несовершеннолетнего» можно ставить прочерк. 

         В  таблице также   целесообразно делать выводы  по каждому из девяти  критериев об имеющихся в семье проблемах и ресурсах.  По итогам заполнения всей  таблицы  выводы обобщаются  и становятся основанием, во-первых, для определения степени угрозы для несовершеннолетнего, во-вторых, для установления статуса несовершеннолетнего («требующий повышенного внимания» или «состоящий на внутришкольном учете», «находящийся в СОП», «нуждающийся в государственной защите»), в–третьих, они же  являются основанием для составления плана защиты прав и законных интересов несовершеннолетнего.

        При определении степени угрозы  учитываются такие сопутствующие показатели как возраст несовершеннолетнего, социальные и культурные  особенности семьи, а также длительность пребывания несовершеннолетнего в стрессовой ситуации. Так, показателем, снижающим степень угрозы, является  средний и старший школьный возраст ребенка, способность ребенка к самообслуживанию. Наиболее уязвимый к неблагополучию возраст  ребенка  -   от 0 до 3 лет, когда он нуждается  в постоянном уходе. К особенностям семьи, влияющим на определение степени угрозы, относятся: способность родителей осознать последствия своих действий, готовность к изменениям, способность совершать действия, ведущие к изменению семейной ситуации, а также  наличие воспитательского потенциала. Длительность пребывания несовершеннолетнего в стрессовой ситуации или травматической ситуации  влияет на характер и глубину нарушений личностного и социального развития.

         В ситуации затруднения установления статуса - находится ли ребенок в социально опасном положении или его следует признать нуждающимся в государственной защите - учитывается способность  родителей (родителя) осознать собственную ответственность за ситуацию, обеспечить достаточный уровень заботы о своём ребёнке, желание, готовность и способность изменить ситуацию неблагополучия в семье.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.