Новости проекта
Конкурс продлен! Принимайте участие!
Отвечаем на ваши вопросы!
Домашнее задание на контроле!
Важные моменты в Инструктивно-методическом письме
Голосование
Как Вам новый сайт?
Всего 12 человек

Родителям о детском суициде

Дата: 9 февраля 2017 в 12:03, Обновлено 9 февраля 2017 в 12:14

г.

Суицид- намеренное, умышленное лишение себя жизни, может иметь место, если проблема остается актуальной и нерешенной в течение длительного времении при этом ребенок ни с кем из своего окружения не делится личными переживаниями.

Будьте бдительны! Суждение, что люди, решившиеся на суицид, никому не говорят о своих намерениях, неверно.

Большинство людей в той или иной форме предупреждают окружающих. А дети вообще не умеют скрывать своих планов. Разговоры вроде «никто и не мог предположить» означают лишь то, что окружающие не приняли или не поняли посылаемых сигналов.

Ребенок может прямо говорить о суициде, может рассуждать о бессмысленности жизни, что без него в этом мире будет лучше. Должны насторожить фразы  «все надоело», «ненавижу всех и себя», «пора положить всему конец», «когда все это кончится», «так жить невозможно», вопросы «а что бы ты делал, если бы меня не стало?», рассуждения о похоронах. Тревожным сигналом является попытка раздать все долги, помириться с врагами, раздарить свои вещи, особенно с упоминанием о том, что они ему не понадобятся.

КРИТЕРИИ ВЫЯВЛЕНИЯ  СКЛОННОСТИ К СУИЦИДАЛЬНОМУ ПОВЕДЕНИЮ

    Более всего восприимчивы к суициду подростки, у которых присутствуют следующие факторы:

  • Ранние попытки к суициду;
  • Суицидальные угрозы, прямые или завуалированные;
  • Суициды в семье или в окружении друзей;
  • Алкоголизм;
  • Хроническое употребление наркотиков  и токсических препаратов;
  • Аффективные расстройства, особенно тяжёлые депрессии;
  • Хронические или смертельные болезни;
  • Тяжёлые утраты, например, смерть любимого человека, особенно в течение первого года после потери;
  • Семейные проблемы.
  • Психические заболевания, а именно:
  • Депрессия;
  • Неврозы, характеризующиеся беспричинным страхом, внутренним напряжением и тревогой;
  • Маниакально-депрессивный психоз;
  • Шизофрения.

    Большинство потенциальных самоубийц страдают от депрессии. Депрессия часто начинается постепенно, проявляясь в тревоге и унынии. Люди могут не осознать её начала.

 Признаками эмоциональных нарушений являются:

  • Потеря аппетита или импульсивное обжорство, бессонница или повышенная сонливость в течение, по крайней мере, последних дней;
  • Частые жалобы на соматические недомогания (на боли в животе, головные боли, постоянную усталость, частую сонливость);
  • Необычно пренебрежительное отношение к своему внешнему виду;
  • Постоянное чувство одиночества, бесполезности, вины или грусти;
  • Ощущение скуки при проведении времени в привычном окружении
    или выполнении работы, которая раньше приносила удовольствие;
  • Уход от контактов, изоляция от друзей и семьи, превращение в человека-одиночку;
  •  Нарушение внимания со снижением качества выполняемой работы;
  • Погруженность в размышления о смерти;
  • Отсутствие планов на будущее;
  • Внезапные приступы гнева, зачастую возникающие из-за мелочей.

Признаки депрессии у детей и подростков

ДЕТИ

  • Печальное настроение
  • Потеря свойственной детям энергии
  • Внешние проявление печали
  • Нарушение сна
  • Соматические жалобы
  • Изменение аппетита или веса
  • Ухудшение успеваемости
  • Снижение интереса к обучению
  • Страх неудачи
  • Чувство неполноценности
  • Самообман – негативная самооценка
  • Чувство  «заслуженной отвергнутости»
  • Чрезмерная самокритичность
  • Сниженная социализация, замкнутость
  • Агрессивное поведение, отреагирование в действиях

ПОДРОСТКИ

  • Печальное настроение
  • Чувство скуки
  • Чувство усталости
  • Нарушение сна
  • Соматические жалобы
  • Неусидчивость, беспокойство
  • Фиксация внимания на мелочах
  • Чрезмерная эмоциональность
  • Замкнутость
  • Рассеянность внимания 
  • Агрессивное поведение
  • Непослушание
  • Склонность к бунту
  • Злоупотребление алкоголем или наркотиками
  • Плохая успеваемость
  • Прогулы в школе

ВИДЫ СУИЦИДА:

  • демонстративно-шантажное суицидальное поведение (цель: не лишение себя жизни, а демонстрация субъектом этого намерения для привлечения внимания окружающих);
  • самоповреждающее (парасуицидальное) поведение (нанесение самоповреждений, которые обычно совершаются с целью уменьшения переживаемого эмоционального напряжения);
  • истинное суицидальное поведение (последовательная реализация обдуманного плана лишения себя жизни).

Специалисты утверждают, что провести четкую границу между истинными и демонстративно-шантажными попытками самоубийства можно только лишь для взрослых. Настоящего желания уйти из жизни у подростка может и не быть, так как представление о смерти у подростков крайне не отчетливое, инфантильное. Психологический смысл подросткового суицида – крик о помощи, стремление привлечь внимание к своему страданию. Однако любую демонстрацию самоубийственных действий подростка следует рассматривать как поступок опасный для его жизни.

ФАКТОРЫ, ПРЕДРАСПОЛАГАЮЩИЕ К СУИЦИДУ:

  • отсутствие доброжелательного внимания со стороны взрослых;
  • резкое повышение общего ритма жизни;
  • социально-экономическая дестабилизация;
  • алкоголизм и наркомания среди родителей;
  • жестокое обращение с подростком, психологическое, физическое и сексуальное насилие;
  • алкоголизм и наркомания среди подростков;
  • неуверенность в завтрашнем дне;
  • отсутствие морально-этических ценностей;
  • конфликт с друзьями или педагогами;
  • потеря смысла жизни;
  • низкая самооценка, трудности в самоопределении;
  • безответная любовь;
  • отсутствие негативного отношения к суициду в сознании подростков.

Социологи рассматривают самоубийство как барометр социального напряжения. Психологи интерпретируют его как реакцию давления на личность. Однако и те, и другие согласны, что самоубийство возникает, если у человека появляется чувство отсутствия приемлемого пути к достойному существованию. Вместе с тем далеко не каждый, у кого нарушены связи с обществом или возникли неудачи в жизни, становится жертвой самоубийства, при этом дети из неблагополучных семей, входящие в группу риска, должны находиться под пристальным вниманием педагогов и психологов. Не существует какой-либо одной причины, из-за которой человек лишает себя жизни. Предрасполагающие факторы также различаются от человека к человеку, и не выявлено какого-то единого причинного фактора суицида.

ЧТО ДЕЛАТЬ? КАК ПОМОЧЬ?

Если вы заметили у ребенка суицидальные наклонности, постарайтесь поговорить с ним по душам. Только не задавайте вопроса о суициде внезапно, если человек сам не затрагивает эту тему. Попытайтесь выяснить, что его волнует, не чувствует ли он себя одиноким, несчастным, загнанным в ловушку, никому не нужным или должником, кто его друзья и чем он увлечен. Можно попытаться найти выход из сложившейся ситуации, но чаще всего ребенку достаточно просто выговориться, снять накопившееся напряжение, и его готовность к суициду снижается. Всегда следует уяснить «Какая причина» и «Какова цель» совершаемого ребенком действия. Не бойтесь обращаться к специалистам-психологам.

Рекомендации

по ведению беседы при работе с детьми,

склонными  к суицидальному и аддиктивному поведению.

  • Разговор должен быть абсолютно спокойным, ни в коем случае нельзя повышать голос. Вы должны показать, что то, что происходит с ребенком для вас важно, и вы готовы помочь. Пример: «Мне кажет­ся, что с тобой что-то происходит - ты не такой, как обычно - груст­ный, задумчивый, отрешенный... у тебя что-то случилось? Если ты позволишь, я буду рад/рада тебе помочь».
  • В то же время разговор должен быть уверенным.
  • К разговору стоит подготовиться.
  • Следует показать ребенку, что не смотря ни на что, вы готовы помочь ему справиться с возникающими трудностями.
  • Важной задачей такого разговора является уговорить ребенка обратиться за помощью - к школьному психологу либо родителям. Это должно так же происходить без сильного давления, но настойчи­во.

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

ПО ПРОФИЛАКТИКЕ СУИЦИДА

Общими признаками подросткового суицида являются:

  • депрессия,
  • отчуждение от друзей  и семьи,
  • потеря интереса к окружающим,
  • потеря энергии, снижение активности, плохое настроение,
  • раздражительность, чувство беспомощности.

Что может удержать ребенка и подростка от суицида?

  • Установите заботливые взаимоотношения с ребенком.
  • Будьте внимательным слушателем.
  • Будьте искренними в общении.
  • Спокойно и доходчиво спрашивайте о тревожащей его ситуации.
  • Помогите определить источник психологического дискомфорта.
  • Вселяйте надежду, что все проблемы можно решить конструктивно.
  • Помогите осознать ребенку его личностные ресурсы.
  • Окажите поддержку в успешной реализации в настоящем и помогите определить перспективы на будущее.

От заботливого и любящего человека, находящегося рядом в тяжелую минуту, зависит многое. Он может спасти потенциальному суициденту жизнь.

Самое главное, надо научиться принимать своих детей такими, какие они есть. Родители, формируя отношения, помогая ребенку в его развитии, получают результат своего воздействия, результат своего труда.

Куда обращаться за помощью?

В Волковысском районном СПЦ окажут помощь опытные педагоги-психологи, к которым можно обратиться за помощью по телефону 6-31-65

Телефон экстренной психологической помощи 4-34 68

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.