Новости проекта
Подписывайтесь на нас ВКонтакте!
Хаю-хай, с вами Schools.by!
Голосование
Как Вам новый сайт?
Всего 10 человек

В помощь педагогам по работе с детьми из приёмных семей.

Дата: 9 февраля 2017 в 14:20, Обновлено 2 мая 2017 в 15:44

Развивающая среда – как условие успешной социальной адаптации детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Детство – период, когда закладываются фундаментальные качества личности, обеспечивающие психологическую устойчивость, позитивные нравственные ориентации, жизнеспособность и целеустремленность. Эти качества не развиваются спонтанно, а формируются и усваиваются в условиях выраженной родительской любви, когда семья создает у ребенка потребность быть признанным. Что же происходит с детьми из алкогольных семей? Анализ работы с детьми данной категории показывает, что неприятие ребенка родителями приводит к тяжелым последствиям в развитии ребенка, трудностям социализации его в обществе.  Поэтому, работая с детьми, отобранными у родителей, мы,  прежде всего,  стремимся подготовить детей к дальнейшей жизни в обществе, выявляем и работаем над устранением нарушений социализации, формированием нравственных установок.

С целью обеспечения психологического комфорта, создания в сознании ребенка образа дома в приюте созданы условия, приблеженные к домашним: раздельные спальные комнаты, рассчитанные на 2-3 человека, мягкая мебель в группе, телевизор, ковры. Мебель подобрана таким образом, что может быть использована как для приема пищи, так и для проведения воспитательных мероприятий, бесед, круглых столов. Для детей школьного возраста создана библиотека, имеется современная аудио-видео-техника. Для организации игровой деятельности дошкольников  в группе имеются необходимые игрушки и игровые наборы: “Няня», «Кухня», «Больница»,  развивающие игры, строительные наборы,  что дает возможность детям создавать интересный сюжет и развиваться в ведущей для них игровой деятельности. Для снятия напряжения, создания микроклимата, а так же реализации воспитательных задач в группе создана «художественная мастерская», в которой представлен разнообразный материал, с которым работают дети: глина, краски, бумага, бросовый  и природный материал, ткани. Работая с материалом разной структуры, ребенок выражает свои эмоции, расслабляется, проявляет творчество и фантазию,  мыслит позитивно. Для снятия негативных эмоций,  самореализации в группе создан театральный уголок, который включает в себя куклы пальчикового театра, костюмы для игр - драматизаций.  Каждый вид художественной деятельности детей раскрывает внутренний мир ребенка, помогает ему самовыражаться, позитивно сказывается на общем физическом и психологическом состоянии ребенка.

 Для обучения детей азам кулинарии и навыкам ведения домашнего хозяйства в приюте работает блок социальной адаптации, который оборудован всем необходимым: электроплита, стиральная машина, микроволновая печь. По субботам под руководством воспитателя, либо родителя дети  готовят праздничные блюда, встречают по- семейному  дни рождения, изучают и осваивают  белорусскую кухню, знакомятся с традициями своего народа, такие как Масленица, Пасха и др.  На территории приюта имеется огород, сад, цветники и клумбы.  Выращенные на собственном огороде и высушенные лечебные травы используются в зимний период для приготовления травяных настоев.  Систематическое привлечение детей к трудовой деятельности позволяет успешно осуществлять коррекцию личностных качеств детей, повышает их самооценку, уверенность  в себе, способствует формированию норм воспитанности, соответственно способствует и успешной социализации. Считаем, что приучая детей к труду, мы формируем у детей не потребительское отношение к жизни, а  нравственные жизненные принципы и  умение позаботиться о себе в будущем. С целью обогащения социального опыта детей регулярно организуем экскурсии, поездки по памятным местам города, встречи с интересными людьми, дети посещают выставки, а так же развлекательные мероприятия,  организованные в городе.  

Воспитательная работа с детьми строится исходя из направлений работы: здоровый образ жизни, гражданско-правовое воспитание, нравственно-этическое, личностное становление,  формирование культуры поведения и общения, формирование основ безопасной жизнедеятельности. Воспитатель планирует работу по выбранному направлению на полугодие, исходя из возраста детей и имеющихся знаний. Каждое направление предполагает разнообразные формы и методы работы с детьми: беседы, игры, упражнения, коллективные творческие дела, инсценировки, творческие занятия, турниры, экскурсии и т.д. Работая по направлению, воспитатель формируют у детей базисные умения и навыки, жизненно важные для каждого человека: умение  общаться и  взаимодействовать с окружающими, уважать себя и других, управлять  собственными эмоциями и поведением, уметь  решать проблемные ситуации и т.д. Из 6 воспитателей 4 имеют высшую квалификационную категорию. Воспитатель Велесик Е.С. (высщая категория)  работает по направлению «личностное становление». Ею обобщен опыт работы по теме «Использование игр и упражнений в формировании ценностного отношения детей  к собственной личности». По данному направлению педагог тесно сотрудничает с психологом. Ею разработаны 18 занятий, каждое из которых  несет  познавательный материал с использованием методики  игр и игровых упражнений.  Это такие занятия, как: «Давайте знакомиться или 1,2,3,4,5 – начинаем узнавать», «Взаимодействие с другими людьми», «Я и другие», «Имя человека. Пять минут с Великим» и другие.  (приложение 1).

Воспитатель Вишневская И.С. (высшая категория) работает по направлению «Формирование культуры поведения и общения». С этой целью педагогом разработаны  авторские  стихотворные сказки (на основе народных), в конце которых детьми выводятся определенные правила поведения. Примеры сказок: «Чырвоная Шапачка у гасцях у казлянят», «Мядзведзь и лиса», «Тры мядзведзи», «Зайкава хатка», «Рэпка», «Калабок» и др. (приложение 2).

Наблюдая за детьми в театрально – игровой деятельности, мы видим: дети раскрепощаются, становятся более контактными и стабильными в эмоциональных проявлениях, в доступной и ненавязчивой форме получают необходимые знания о мире людей и взаимоотношениях.

Проблемы ребенка  решаются в тесном взаимодействии всех педагогов учреждения, и в первую очередь благодаря помощи педагога - психолога. В его руках – новейшие технологии, позволяющие ненавязчиво решать детские проблемы и трудности.

С этой целью педагогом – психологом приюта  используется песочная терапия. По желанию дети могут пользоваться сухим или мокрым песком. Они трогают, пересыпают, разглаживают, строят замки и города – все это развивает чувствительность, а значит,  обогащает эмоциональный мир ребенка. С помощью песка можно проработать психотравмирующую ситуацию, отреагировать негативный эмоциональный опыт. То, что нельзя выразить словами, можно проиграть с песком.

Арт - терапия

Маскотерапия

Мир эмоций ребенка, оставшегося без попечения родителей, достаточно беден, отсюда и связанные с этим проблемы: отсутствие сопереживания, жестокость, агрессивность детей, неумение поставить себя на место другого. Эмоции обогащают внутренний мир ребенка, учат его анализировать собственное поведение, подводят к пониманию и осознанию чужих переживаний и поступков. Поэтому, формирование у детей эмоциональной стабильности, развитие эмоциональной сферы являются необходимым условием социализации ребенка. Как это происходит можно убедиться на примере занятия по теме «Мир эмоций или где живет радость» (приложение №3).

Методика маска-терапия используется для коррекции страхов, эмоциональных нарушений, для развития самоинтереса, для осознания многогранности своего «Я» и принятие различных его сторон, повышения самооценки.

Маска-терапия используется как в индивидуальное работе, так и в групповой.

Необходимые материалы: бумага, краски, фломастеры, карандаши, восковые мелки, ножницы, журналы, газеты, цветная бумага, гафрированная бумага, клей

Темы работы над масками могут быть разными: «Маска страха», «Маска защита», «Маска для родителей», «Маска для друзей»,  техники «Истинное лицо», «Выбор» и др.

Главное, чтобы маска отражала внутренний мир ребенка, характеризовала его личность.

На листе бумаги рисуется овал по размеру лица ребенка, определяется место для глаз и рта, затем с использованием красок, карандашей, журналов и др. маска наполняется содержанием. В своей творческой работе дети остаются свободными от каких-либо правил. Ребенок сам должен придумать ее и воплотить на бумаге.

Следующий этап: маску необходимо вырезать, одеть себе на лицо.

Затем маска «оживает» и ей предоставляется время для выступления.

Далее группа делится на пары и внутри каждой пары происходит обмен масками. Надев на себя маску партнера, ребенок говорит те слова, которые сказала его маска. «Хозяин» маски должен сказать о том, что он чувствует, когда видит свою маску и слышит свои слова. Затем те же действия совершает второй партнер.

Варианты работы.

  1. Нарисовать маску.

  2. Дать название маске.

  3. Составить и произнести монолог (диалог) от имени маски.

  4. Как звучит маска.

  5. Как двигается маска

  6. Спектакль масок (групповая работа).

  7. Создание защитных (тотемных) масок.

  8. Маску можно подарить.

  9. Примерить и поносить чужую маску.

  10. «Страшные, проблемные» маски можно трансформировать, уничтожать.

  11. Угадывать какая это маска и т.д.

Маски можно делать из пластилина, папье-маше, рисовать гримом на лице.

Темы для масок.

Дошкольный возраст и младший школьный возраст

Для маленьких детей делается лекало маски, а дети заполняют его внутри.

  • Маска моего состояния.

  • Я глазами моих родителей.

  • Я сын (дочь).

  • Маска друга.

  • Я ученик.

  • Идеальный ученик и др.

Маски могут вывешиваться в фойе, где родители находят работу своего ребёнка.

Подростковый возраст.

  • Различные образы Я (реальное, идеальное, фантастическое).

  • Жизнь и смерть.

  • Я глазами группы.

  • Актуальные состояния (агрессия, стеснительность, злость, влюблённость).

  • Маска жены (мужа).

  • Идеальная мама, папа, учитель, друг.

  • Маска желаний и др.

Арт-технологии в работе с группой. Техника «Коллаж».

Я предпочитаю использовать технику коллажа в работе с детьми приюта, так как у многих очень силен стереотип «Я не умею рисовать». Вырезать картинки из журналов и наклеить их на бумагу — это может каждый, для этого не требуется никаких специальных способностей.

Техника коллажа позволяет любому ребенку получить положительные эмоции и сформировать положительную установку на дальнейшую коррекционную деятельность. Она экономична по времени и материалам (что немаловажно для коррекционного процесса).

Изготавливать коллажи можно индивидуально или группой, на бумаге различных форматов. Конечно, можно предоставить детям самим решать проблему выбора формата бумаги для будущего коллажа, но, задавая определенный формат бумаги, я тем самым обеспечиваю равенство возможностей для каждого, когда неуверенность и тревожность участников высока, кажется мне крайне важным.

Материалы для изготовления коллажа: бумага для основы формата А-4, А-3, А-1 (для коллективной работы), ножницы, клей, разнообразные журналы.

В отличие от рисунка, коллаж предполагает большую свободу автора в исполнении, например, наклеенные картинки могут выходить за края основы, клеиться друг на друга, складываться гармошкой и т. д. Если нет ножниц, то, в принципе, картинки могут даже вырываться руками. Главное в коллаже — отнюдь не аккуратность, а возможность выразить свои мысли, идеи, свой взгляд и свое понимание темы, что так трудно высказать словами.

Для меня коллаж — своеобразное приглашение к разговору. На какие же темы можно говорить посредством коллажа? Практически на любые. Главное — сформулировать тему так, чтобы она затрагивала участников, давала простор фантазии, выявляла различные взгляды и мнения, но вместе с тем не актуализировала бы глубинные личные переживания.

Самые распространенные представления и, одновременно, привлекательные черты этого метода для детей: арт-терапия — это всегда красиво, ярко, зрелищно, радует глаз; это метод психологической работы, который позволяет раскрыть потенциальные возможности человека; это метод, предполагающий огромную степень свободы, — можно рисовать все, что угодно, сколько угодно, а можно вовсе не рисовать, можно обсуждать свои и чужие работы, а можно и не обсуждать. Это щадящий и безболезненный метод работы с личностью, опирающийся на положительные эмоциональные переживания человека.

Арт-терапия — это легко и приятно. Арт-терапия — это оригинальность и творчество человека, в ней нет стандартов, норм и правил, самое главное — это полное раскрепощение и самовыражение личности.

Темы коллажей

В группе детей приюта я задаю для коллажа темы «Планы на будущее», «Мой внутренний мир, «Семейные традиции», «Домашний уют», «Галерея прошлого», «Я хочу быть здоровым и свободным»  и т.д»..

Коллаж, несмотря на кажущуюся простоту, проявляет скрытые потребности и желания ребенка, его трудности и переживания.

Преимущества техники коллажа.

Резюмируя преимущества и возможности техники коллажа, можно сказать, что она:

•  доступна каждому;

•  может обеспечивать равенство возможностей для каждого;

•  экономична по временным и материальным затратам;

•  допускает индивидуальную и групповую форму работы;

•  является дополнительным психодиагностическим средством;

•дает возможность подобрать тему в зависимости от состава, направленности и актуального состояния участников, а также целей и задач психологической работы;

•  повышает самооценку, расширяет творческие возможности, развивает умение имеющимися средствами выражать свои чувства и мысли;

• позволяет проявить оригинальность и уникальность личности участника;

•  может использоваться многократно при условии варьирования тем и используемых материалов (бумага, текстиль и т. д.).

Занятия для подростков:

“В каждом человеке солнце, только дайте ему светить” (коррекция эмоционального состояния и самоотношения);

“Открытка от одиночества” (содействие личностному росту, формирование уверенности в собственных силах, развитие способности справлять с собственными переживаниями).

Программа профилактики и коррекции эмоциональных нарушений у детей и подростков из неблагополучных семей «В гармонии с собой и миром».

Цикл занятий «Принятие себя и друг друга. Эмоциональное общение».

Занятия с дошкольниками.

«Какие мы разные» (обучение разным способам выражения эмоций, свого отношение к другим).

«В гости к страху» (коррекция тревожности и страхов).

И т.д.

Коррекционно-развивающая программа формирования стабильности и положительной самооценки у детей младшего школьного возраста «Я учусь владеть собой».

Коррекционно-развивающая программа развития эмоциональной сферы дошкольников «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь, радуюсь».

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.